|
|
|
Лиза
Морозова :: Портфолио
:: Тексты
Перформанс: жизнь или искусство?
"Исцеляющее искусство", журнал арт-терапии,
1997
1 ::
2 :: 3
Теперь приведем несколько примеров работ молодых художников
из "Интерстудио." Их можно рассматривать как результат всех трех
названных направлений работы.
"Автопортрет"
Перформанс, инсталляция (вступительные экзамены).
В лестничных пролетах Запасного дворца (Царское Село) на веревке
закреплены фотографии автора, Н.Б., его близких и друзей, жизненные
артефакты - письма, документы и т.д. На ступеньках лестницы стоят
рюмочки, наполненные поочередно красным и белым вином, сверху на
каждой лежит маленький бутербродик. Автор медленно поднимается по
лестнице, разглядывая фотографии, выпивая вино и съедая бутерброды.
Таким образом, символически вернувшись к моменту рождения, он "по
ступенькам" проходит свой жизненный путь, с благодарностью принимая
каждый прожитый день, который в эти минуты приобретает для него
новый смысл. Зрители поднимаются вслед за ним. Действие завершается
просмотром предварительно сделанной автором видеозаписи с изображением
всех зрителей с помощью видеомонитора, установленного на последнем
этаже.
С поступлением в "Интерстудио" для автора начинается новый период жизни, связанный с профессиональными занятиями искусством. Помещая видеоизображение новой референтной группы (студентов и преподавателей "Интерстудио") как субститута этого этапа существования в контекст предыдущей жизни, автор в результате созданного им персонального ритуала соединяет свое прошлое с настоящим.
"Что украшает художника?"
Перформанс (видеодокументация работы была показана на выставке "Границы"
(Москва, галерея "Spider & Mouse") в сентябре 1995 года.
С. Н, автор, безопасной бритвой вырезает рамку вокруг шрама на
животе, оставшегося у него после 2-х операций (диагноз: хроническая
язва желудка психосоматического происхождения).
В этом перформансе подводится итог внутренней работе, в результате которой автором осознается связь и взаимопереход боли душевной и боли физической. Он сознательно воспроизводит травмирующее событие - хирургическое вмешательство (в символической форме), придавая ему новый смысл: шрам как след страдания становится фактом искусства, тем, "что украшает", а не наоборот.
"Репродуцирование"
Перформанс (работа была показана на IV Международной биеннале Современного
Искусства "Spatia Nova" (С-Петербург, Музей Истории города) в октябре
1996 года.
Две девушки, сидя на куске ткани спинами друг к другу, плетут
общий венок из цветов и колосьев. Вплетая колос, каждая из них называет
имя женщины из своего рода по материнской линии, двигаясь от прошлого
к настоящему. Дойдя до своего имени и произнеся его, они встают
и замыкают венок.
Е.Л. и Н.З. - выходцы из семей, далеких от искусства. Они рано начали вести самостоятельную жизнь, порвав с родителями. При невозможности реального контакта с семьей, они создают ритуал, в котором символически восстанавливают прервавшуюся связь поколений, целостность своего рода, найдя в общем венке также "место" для себя и своих будущих детей.
"Дом"
Перформанс, инсталляция (работа выставлялась в Запасном дворце Царского
Села на выставке "Запасной выход" (июль-август 1996) и в Центре
Современного Искусства (Москва) в ноябре 1996 года.
Достигнув совершеннолетия, автор, Д.Д, хочет чувствовать себя взрослым и независимым, но, в силу обстоятельств, вынужден жить с родителями, от которых хочет сепарироваться. Изучив по книгам, как этот процесс происходил в различных культурах, он воспроизводит древний ритуал, построив себе по образцу первобытных "мужских домов", в которых проводился обряд инициации, такой же дом из веток и листьев. Затем "дом" переносится в выставочное помещение, становясь инсталляцией. Обретя собственное пространство в процессе перформанса, автор снова "воссоединяется" с родителями: вместо "очага" он использует видеомонитор с записью изображения их квартиры.
Елизавета Морозова
- психолог, сертификат Institute for Рsyshodrama, Cologne, Germany,
Director - Ella Mae Shearon, Ph.D.; преподаватель психологии в международной
мастерской паратеатральных форм, "Интерстудио", автор перформансов
и инсталляций. Работы выставлялись в России и за рубежом. Пишет
канд. диссертацию по психологии современного искусства.
Литeратура:
1. Роберт Джонсон "Сновидения и фантазии" REFL-book, Веклер, 1996
2. Норвила Р.В. Влияние юнгианской эстетики на теорию и практику современного искусства. Дисс. на соискание кандидатской степени по
философии (эстетика), М, МГУ, 1993
3. Грета Лейтц "Психодрама: теория и практика". М, Прогресс, Универс,
1994
4. Elisabeth Jappe "Performance. Ritual. Prozeb: Handbuch der aktionskunst in
Europe", Prestel-Verlag, Munchen-New York, 1993
5. Б. Гройс "Утопия и обмен", издательство "Знак", М, 1993
6. К. Юнг "Душа и миф. Шесть архетипов", Порт-Рояль - Совершенство,
Киев-Москва, 1997
7. Маргарита Тупицына "Критическое оптическое (статьи о современном
русском искусстве)", "Ad Marginem", Москва, 1997
1 ::
2 :: 3
|
|
|