Программа ESCAPE (до 1999 г. — ESPACE) была создана в 1999 году художником Валерием Айзенбергом. В том же году к ним присоединились художники Богдан Мамонов, Антон Литвин и Лиза Морозова.

В настоящее время в работе Программы принимают участие В. Айзенберг, Константин Аджер и Викентий Нилин. В период с 2006 года по 2007 из состава группы вышли Б. Мамонов, А. Литвин и Л. Морозова.

В процессе деятельности определилась структура Программы, включающая совместные проекты членов Программы (группа ESCAPE) и галерея ESCAPE (выставки и акции членов группы и приглашённых художников на територии галереи и других площадках).


Типологически деятельность галереи относится к интернациональной практике artist run spaces и, кроме того, возрождает в новом контексте московскую традицию Апт-арта. Все четыре члена программы являются кураторами выставок галереи.

Галерея ESCAPE располагается в квартире-студии В. Айзенберга (ул. Нагорная, д.23 кор.2) Именно здесь проходили первые акции программы. За пять лет в общей сложности было проведено 25 выставок. За некоторым исключением, это персональные выставки приглашенных художников, носящие экспериментальный характер.

Возникновение ESCAPE стало реакцией на монополизацию актуального искусства узким кругом галеристов, кураторов и критиков: новые виды конкуренции неизбежно вызывают к жизни необходимость новых стратегий. В такой ситуации наиболее эффективной оказывается деятельность не художника-одиночки, а группы художников. Но не менее важным для создания программы явилась внутренняя потребность каждого в коллективном творчестве.

Статус программы позволяет ее членам позиционировать себя как независимых от институций, быть мобильным образованием и показывать проекты одновременно на разных площадках.

Стратегия программы основана не на попытке найти пустующую нишу в полностью заполненном постмодернистском поле искусства, а на том, чтобы поместить себя в зазоры между нишами, совершать своего рода коммуникационные "террористические" акты на территорию Искусства. Такую метадеятельность можно сравнить с действием компьютерного вируса в сети.

Программным перформансом, иллюстрирующим название программы, стало "Исчезновение" (Б. Мамонов, В. Айзенберг, 2000) Перформанс был построен на демонстративном отказе от контакта и состоял из череды "убеганий", провоцировавших зрителей на более тесное общение.

В августе 2000 года в галерее ESCAPE открылась выставка "Лиза и мертвые", положившая начало новому направлению - нонспектакулярному искусству. Эта практика, последний отблеск русского авангарда ХХ-го века, стала реакцией на искусство 90-х, ставшее заложником "масс-медийной призывности и непристойной видимости". Отрицая визуальность и зрелищность, дискредитированные современными медиа, ESCAPE не отрицает образности и формы. Своей задачей программа видит не столько критику механизмов капиталистического общества, сколько максимальный уход от репрезентации как фашизоидного типа деятельности.


Единственной ценностью в мире искусства для членов программы является сам Художник и его жизнь, поэтому излюбленный жанр ESCAPE - перформанс как "искусство жизни", а одна из сквозных тем творчества - анализ внутригрупповых и социальных ролей членов программы, их имиджей и отношений ("XI.IX", "Beauty Free"), исполненный одновременно серьезности и не лишенный самоиронии.

Одна из целей ESCAPE - новые и очень личные отношения между художником и зрителем. Эти отношения могут выражаться в совместном чаепитии со зрителем (проект "Лиза и Мёртвые"), игры с ним в футбол ("Зверев и Чирик"), катания зрителя по выставке в вагонетке ("Всё, что вы увидели…") или вождения его за руку по кругу с завязанными глазами ("Motherland Exchange"). Здесь форма существования художника почти полностью сливается с реальностью.

Важнейшей особенностью ESCAPE является постоянная смена форм своего социального функционирования. За 5 лет она не только позиционировала себя как нонпрофитная галерея, но и принимала формы магазина, турагенства, бюро по ремонту и даже службы по обретению Родины (проект "Motherland Exchange"). Так, на Международной художественной ярмарке "Арт Манеж 2000" члены Программы затеяли ремонт стенда на глазах у публики. На ярмарке "Арт Москва 2001" они выставили в виде произведений искусства свои личные вещи. В ходе проекта "Турагенство Escape" художники продавали реальные туры в различные уголки мира, в ходе которых в роли гидов совместно со зрителем-туристом совершали перформансы-посвящения в скрытую реальность, пытаясь превратить зрителя в художника.

Стратегия программы продолжает развиваться. Если такие работы как "Интервью" (2001), "Знают и любят" (2002), "Пираты" (2003) - это проекты с элементами провокации, то проекты "Покой нам только снится" (2002) и "Квартет" (2003), показанные на Мастерских "Арт Москва", напротив, можно назвать лирическими, затрагивающими проблему общечеловеческих ценностей и их места в современной культуре и обществе.

Сегодня ESCAPE - одна из наиболее активных сил, действующих на московской художественной сцене. Признанием ее влияния стало получение программой на Мастерских "Арт Москва 2003" премии "За достижения в области актуального искусства".

Успех пришел к группе, не работавшей ни с одной из московской галереей, не пользовавшийся поддержкой крупных институций и не имеющей серьезных финансовых возможностей. Тем не менее, участники программы доказали, что сегодня художник может добиться успеха, оставаясь независимым. Это, наверное, и есть главное достижение ESCAPE за пять лет деятельности.


История | Проекты | Галерея | Участники | Пресса | Контакты