|
|
|
Лиза
Морозова :: Портфолио
:: Тексты
Перформанс: жизнь или искусство?
"Исцеляющее искусство", журнал арт-терапии,
1997
1 ::
2 :: 3
Перформанс
Дать определение перформансу нелегко, поскольку границы его расплывчаты
и подвижны. Он может включать в себя любые другие виды творчества
- от поэзии, театра, танца, музыки до фотографии, видео и компьютерного
искусства, захватывать любые области действительности от политики
до семьи, включать любое количество людей, продолжаться от нескольких
секунд до нескольких лет, принимать любые формы, использовать любые
средства.
Первыми "акциями" можно было бы назвать опыт Диогена, жившего в
бочке, и Франциска Ассизского, который проповедовал птицам. Как
отдельный вид искусства перформанс сформировался примерно в 60-ые
годы нашего века.
Немецкий искусствовед Карин Томас так пишет о перформансах:
"... в этих спонтанных, провоцирующих включение способах изобразительности
не ведутся попытки увековечить действительность посредством художественно-упорядоченных
образов, а реализуется динамика жизни при помощи реконструирования
логико - алогичного пространства, базирующегося на принципе синхроничности
Юнга как на порядке за пределами причинности, позволяющем исследовать
совокупность и взаимосвязь условий реального процесса изменения".
Большинство перформансов структурно, культурологически и психологически
восходит к ритуальным действам ( не случайно практически единственное
серьезное исследование, посвященное перформансу, носит название
"Перформанс. Ритуал. Процесс".)
Приведем цитату из манифеста группы "Коллективные действия" (наиболее
значительной группы московских концептуалистов, представлявших перформансы
иного типа, не связанные прямо с биографиями авторов): "Каждое наше
действие есть ритуал, цель которого - с помощью его архетипической,
грубой и примитивной символики создать среду единогласия участников.
Если о наших вещах и можно говорить как об искусстве, то лишь как
об искусстве создания фона или камертона для направления сознания
за пределы интеллекта."
Одной из целей этих художников было разрушение стереотипов коллективного
мышления коллективным же путем - в виде совместных со зрителем акций.
Через со-действие сюжету акции включался механизм активного воображения
и появлялась возможность взаимодействия с архетипическими фигурами,
встречи с собственным бессознательным. Задача: нейтрализация архетипа
Персоны, препятствия к достижению личной свободы и реализации индивидуализационного
процесса.
Другой целью была организация природного пространства таким образом,
чтобы участники могли пережить состояние чистого восприятия. Пример
используемых ими средств: дублирование реальности с помощью предварительно
подготовленного материала. Так, во время акции "Музыка внутри нас"
участники слушали предварительно записанный на магнитофон шум улицы
в наушниках, стоя на трамвайной остановке.
"Интерстудио". Чрезвычайно интересным представляется опыт Международной
мастерской Театра Синтеза и Анимации Царскосельского филиала С-Петербургской
Академии Театрального Искусства "Интерстудио" и существующей при
нем мастерской паратеатральных форм. Это единственное учебное заведение
в нашей стране, выпускающее художников, способных профессионально
заниматься перформансом и инсталляцией. Метод обучения разработан
художественным руководителем"Интерстудио" , мастером курса художников
Юрием Соболевым, (имеющим также опыт проведения "групп встреч" и
психотренинга для актеров).
Работу мастерской можно оценивать с трех позиций - как достаточно
оригинальный подход к искусству ("искусствоведческий" аспект), как
интересный способ арттерапевтической работы ("психотерапевтический"
аспект) и как способ обучения и воспитания художников ("педагогический"
аспект). Все эти три компонента существуют в неразрывном единстве,
переходя друг в друга, и все вместе составляют то уникальное явление,
которое и называется "Интерстудио".
"Искусствоведческий" аспект
Если работы, подобные описанному выше перформансу Марины Абрамович,
встречаются в мировой художественной практике лишь как отдельные,
разрозненные явления, то в "Интерстудио" "психологический" подход
к искусству существует как сознательно выбранная методология. Важными
критериями при оценке перформансов являются здесь степень открытости
и внутреннего риска художника, его спонтанность, а также архетипичность
формы. Необходимым профессиональным качеством считаются глубокое
понимание своих особенностей, "проработка" личностных проблем и
"dead points". Наверное, за счет этого работы и вызывают большой
интерес в художественных кругах и прессе.
Использование психотерапевтических элементов в обучении художников
служит отправной точкой для их дальнейшей профессиональной жизни.
Пройдя примерно годовой "психодраматический" период, студенты обычно
расширяют спектр используемых арт-стратегий, но часто в трудные
для себя периоды снова возвращаются к той, с которой начинали, но
уже на новом уровне.
"Психотерапевтический" аспект
В "Интерстудио" ведется работа с художниками как с арттерапевтической
группой, где используются также техники из "групп встреч", мандалатерапии,
гештальт-терапии, психодрамы и тд. Работа над личностными проблемами
ведется как "работа над проектами", обсуждение которых происходит
на языке, близком художнику, языке формы, выступающей "прикрытием".
Но перед групповыми занятиями существуют также индивидуальные "сессии"
и консультации с мастером или его ассистентами, где эти же проблемы
обсуждаются в открытую.
Из известного нам терапевтического опыта такой способ кажется близким
к идеям юнгианского аналитика Роберта Джонсона. Он предлагает завершать
внутреннюю работу, например, над сновидением, совершением личностного
ритуала, "осознанного символического поступка", причем, вне терапевтической
ситуации, т. е. в реальной жизни. На последнем этапе психодраматического
действия также часто используется подобный прием - протагонист апробирует
новый способ поведения, вступая в контакт с членами группы.
Но в "Интерстудио" прибавляется также и эстетический компонент.
Если клиент защищен уже самим фактом терапевтической ситуации, то
перформансист здесь защищен еще и формой - он должен выполнить конкретные
действия. Кроме того, художник знает, что совершает акт искусства.
Благодаря форме, он может точно воспроизвести нужную ему ситуацию
из своего прошлого, будущего или сновидения, используя реальные
предметы, звуковые, световые и прочие эффекты. Это очень помогает
войти в необходимое состояние. Такие перформансы часто делаются
совсем без зрителей, перед видеокамерой и, естественно, не повторяются.
При анализе метода Юрия Соболева возникает сложность в выборе для
него подходящего названия: так как он не включает собственно изобразительную
деятельность, то не является чистой арттерапией. Называть его драмтерапией
тоже не совсем верно, поскольку перформанс как вид искусства не
относится к театру. Поэтому, вероятно, наиболее точным названием
будет в данном случае "перформанс-арттерапия".
"Педагогический" аспект
При обучении художников в "Интерстудио" важную роль играет обособленное
расположение мастерской в Запасном дворце Царского Села: "островная"
ситуация позволяет группе студентов и преподавателей психологически
и пространственно ощущать себя изолированно от внешнего мира, при
этом вместе жить и работать. Таким образом осуществляется неотделимое
от жизни воспитание и обучение художников.
Учебный процесс соединяется здесь с созданием готовых произведений.
Студент обучается не абстрактным навыкам, а работает над конкретным
проектом, достигая необходимого результата с помощью преподавателей,
членов группы, пользуясь при этом необходимой литературой. Много
времени отводится самостоятельной работе.
Особое внимание придается воспитанию чувства ответственности: каждый
отвечает сам за себя и за то, что он делает. При таком подходе нет
и не может быть учебных работ, как не может у человека быть ненастоящих,
"учебных" проблем - почти все инсталляции выносятся на суд профессионалов
в галереях современного искусства Москвы и С-Петербурга.
"Интерстудио" - это место, где во многом реализовался принцип "Я-Ты"
отношений, о котором писал Бубер., т.е., в некотором смысле, осуществившаяся
утопия. Группа художников существует как коллектив друзей и единомышленников
со сложившейся в нем необычайно дружественной и доверительной атмосферой,
со своими групповыми традициями и внутренней мифологией.
Студенты и преподаватели не разделены кафедрой, они постоянно находятся
в "диалоге" и учатся друг у друга. Одно из проявлений таких отношений
- естественное обращение друг к другу на "ты".
1 ::
2 :: 3
|
|
|