|
|
|
Лиза
Морозова :: Портфолио
:: Тексты
Перформанс: жизнь или искусство?
"Исцеляющее искусство", журнал арт-терапии,
1997
1 :: 2
:: 3
Перформанс: жизнь или искусство?
Уже много сказано о возможностях использования различных традиционных
форм искусства в качестве психотерапевтического средства. По крайней
мере, сегодня ни у кого не вызывет удивления мысль, что формы изобразительной
деятельности могут способствовать личностному росту и даже излечивать
людей. О том, как благотворно могут влиять на человека шедевры классического
искусства, написано огромное количество литературы.
Однако о психологии современного искусства и его воздействии на
зрителя публикаций практически нет. Больше того, в сознании арттерапевтов
часто существует искаженное представление о современном искусстве
и всяческие предубеждения, вызванные прежде всего неинформированностью.
Сожалея о сложившейся ситуации и желая заполнить пробел в знаниях
на эту тему, мы решили создать специальную рубрику, посвященную
современным формам искусства. В ней планируется отслеживать психологические
процессы, происходящие в современном художественном мире и таким
образом осуществлять рефлексию культурной ситуации, а также искать
возможности для использования подобного опыта в психотерапевтической
практике.
Некоторые особенности современного искусства
Уже то, что, обладая притягивающим, даже завораживающим и одновременно
отталкивающим действием, современное искусство никого не оставляет
равнодушным, вызывая неоднозначную реакцию даже у самих художников,
говорит о том, что оно затрагивает важные архетипы сегодняшнего
дня. Это, безусловно, делает его интереснейшим предметом рассмотрения
прежде всего для психологов. И тот факт, что именно психологами
оно остается до сих пор незамеченным, является не менее интересным
психологическим феноменом..
Реакция неприятия вполне естественна для неподготовленного человека,
не знакомого с языком современного искусства. Впрочем, современные
художники сознательно не дают себя "полюбить", используя в качестве
одной из основных стратегий провокацию, (действие которой, кстати,
направлено прежде всего на себя и потом уже на зрителя).
Один из основных постулатов сегодняшнего практического психолога.
- отношение к самому процессу личностного роста человека как к своеобразному
искусству. Однако, наверное, немногие знают, что сами факты жизни,
поступки художника и процесс его индивидуации при определенных условиях
уже достаточно давно признаются актами искусства. Пример тому -
всемирно известная югославская художница Марина Абрамович и ее друг
Улай.(На протяжении многих лет он был ее единственным художественным
партнерам.) Они совершили путешествие, длившееся целый год, двигаясь
по Великой Китайской стене навстречу друг к другу, лишь для того,
чтобы встретиться посередине и навсегда попрощаться. Акция поддерживалась
правительством, велась постоянная фото- и видеодокументация.
Таким образом, культура 20 века породила оригинальную и очень емкую
форму, позволившую художнику, помимо традиционных способов художественной
деятельности, осуществлять некие действия, получившие статус произведений
искусства. Эта форма - перформанс.
По всей видимости, само признание перформанса профессиональным искусством
уже является важнейшим терапевтическим фактором для художника. Наличие
зрителей (реальных или потенциальных) в этом случае играет роль,
которую, например, в психодраме выполняет по отношению к протагонисту
группа, дающая санкцию, внутреннее разрешение действовать. Так художник-как-носитель-культуры
задает зрителю паттерн работы со своим жизненным материалом. При
этом можно предположить, что и у зрителя развивается чувство авторства
собственной жизни.
Причины возникновения и развития перформанса как отдельного направления,
наверное, следует искать в истории самого искусства, и это дело
искусствоведов. Но можно также выдвинуть и частную узко-психологическую
гипотезу о закономерности его появления.
Основоположник психодрамы Морено писал об "акциональном голоде",
свойственном человеку, особенно западному, с его вербальностью и
склонностью к абстракциям."Психодрама" буквально означает "действие
психики", и ее задача - утолить этот "голод", позволив протагонисту
спонтанно физически действовать..Таким образом, даже этимологически
перформанс (другое, более широкое его название - акционизм) оказывается
очень естественной формой, свойственной природе и потребностям современного
человека.
Еще Аристотель писал о катарсисе в театре. Но в наше время театр
во многом утратил свое терапевтическое значение. Исключением являются
лишь некоторые восточные театральные системы и отдельные экспериментальные
театры на западе..
В 20-ые годы актер Антонен Арто пытался создать "театр жестокости".
Психолог Якоб Морено основал "театр спонтанности", который предшествовал
появлению психодрамы. В изобразительном искусстве стали возникать
такие явления, как "живопись действия" Поллока, где сам процесс
создания картины превратился в искусство, хэппенинг и, наконец,
перформанс., который, можно предположить, теперь частично выполняет
роль, изначально отведенную театру.
Перформансист, в отличие от театрального актера, существует в реальном,
а не сценическом времени. Он действует с реальными, не бутафорскими
предметами и играет не заданную роль, а себя самого, стараясь пережить
нечто новое "здесь и сейчас". Актер же подставляет в данную сценическую
ситуацию свое не менее реальное переживание, но из уже существующего,
прошлого опыта.
Современному искусству, определяющему свою деятельность как художественно-исследовательскую,
свойственна хорошая рефлексия своих действий. В том числе, оно сознательно
берет на себя терапевтическую роль для общества, открыто представляя
разные модели индивидуации, выражающиеся прежде всего в разных художественных
стратегиях. Зритель может сопоставить свою стратегию личностного
поиска с тем, что он наблюдает в произведении современного искусства
и выбрать для себя подходящую.
Само понятие индивидуации приобретает сейчас особое значение. Виднейший
философ, искусствовед, культуролог Борис Гройс пишет: "Значимость
понятия "индивидуация" для современного искусства, активной индивидуации,
несмотря на свой стратегический характер, вновь становится "оригинальным",
т.е. не столько новым или особенным, сколько имеющим статус начала,
которое не может быть редуцировано в рамках любой теории, предлагающей
описание мира в целом: сама такая теория, в свою очередь, представляет
собой результат процесса индивидуации".
Подтверждение тому - основные проблемы, которые решает искусство
20 века: они являются архетипическими и совпадают с основными этапами
индивидуации. Это, во-первых, проблема "high and low" или "высокого"
и "низкого", т.е. Тени (одно из проявлений - специально сниженная
эстетика многих работ). Во-вторых, это так называемые "гендерные
рефлексии" - повышенный интерес к полу, телесности, к крайним формам
сексуальности, а также феминизм в искусстве. Все это можно отнести
к архетипической диаде "анима-анимус".
1 :: 2
:: 3
|
|
|