Лиза Морозова :: Портфолио :: Тексты

Будораж
рубрика о современном искусстве

Уроки Локи. Разговоры в Царском Селе.


Разговор Елизаветы Морозовой с Юрием Соболевым
"Исцеляющее искусство", журнал арт-терапии, 1998

 1 :: 2 :: 3 :: 4

Е.М. Я думаю, что "дырчатость" структуры произведения образуется за счет архетипичности темы и формы. Мы потому и можем иногда не объяснять свои "таинственные" действия, что они архетипичны и поэтому универсальны. И потому, что наша личная мифология строится по тем же законам, что и любая другая. Никто не спросит, почему я обозначила части своего тела этими, а не другими конкретными картинками, оттого что сами действия и их атрибуты: зеркало, отражение в нем и т. д. - были архетипическими.

Ты сказал "как бы учебный процесс". Почему "как бы"?

Ю.С. Потому что я студентам сразу говорю, что ничему не собираюсь их учить. Я заведомо развенчиваю перед ними идеализированную картину того, что называется "великим искусством". И дезавуирую себя как мастера. То есть, я создаю двойной код. Моя работа с ними строится на "мерцании" между ролью трикстера и "мана-личности," если можно так выразиться. Таким образом, молодые художники оказываются в ситуации заведомо неконкуренции: они не должны соотносить себя ни с Дюрером, ни с Леонардо да Винчи, ни с Ильей Ефимовичем Репиным, а только с самими собой и с сегодняшним временем. А умения, которые им необходимы, - это не умения вообще, а только те конкретные умения, которые нужны, чтобы реализовать задуманный проект. Так у человека, который учится, снимается боязнь формы, того, что он не сможет сделать означающее соотносимым с другим означающим, созданным в мировой культуре. Форма должна быть столь же индивидуальна, как индивиальна каждая человеческая история. И второе: для того, чтобы я мог свободно говорить о том, что происходит в моей бессмертной душе, я должен знать, что это высказывание безопасно. Поэтому я стараюсь создать в группе среду защищенности. Она создается, например, техниками "групп встреч".

Я также пользуюсь в своей работе неосознаваемой группой суггестией - форсирую суггестивность текста, голоса, невербальных реакций, для того, чтобы создать во время наших занятий атмосферу, необходимую для того, чтобы люди начинали активно продуцировать свои внутренние содержания. Мои высказывания, рационально сформулированные, не влияют так сильно. Я поддерживаю энергетический уровень группы, и тогда возникает очень яркий обмен энергиями между ее участниками. Иногда же эта энергетика имеет "отсроченный" характер, то есть проявляется в работах, и это самый идеальный вариант.

Е.М. Насколько я знаю, одни из основных методов твоей работы со студентами - "мозговой штурм" и амплификация в различных сочетаниях с другими техниками. Например, приходит на занятие человек и говорит: "у меня существует вот такая проблема", или "я хочу пережить то-то и то-то". И "для этого я выбрал следующую форму". И описывает проект. А потом начинается обсуждение - обмен аналогичными жизненными проблемами, культурологические и мифологические ассоциации, параллели из современного искусства, конкретные предложения и т. д.

Ю.С. Обсуждая проекты, мы обсуждаем некоторые реалии внутреннего мира каждого из студентов. Но делается это в виде поиска формы, которой эти реалии можно выразить. Мы переносим акцент с "что" на "как". Тогда снимается блок, который не позволяет высказать на лбдях свои проблемы. Я настолько занят поиском формы, что готов сказать еще и еще что-то о своих внутренних секретах, чтобы только ее найти. Снятие этого блока является очень заразительным, другой тоже снимает блок, чтобы привести пример из своей жизни.

Для того, чтобы найти форму, мы должны пройти промежуточный этап: выявить личную мифологию и найти тот ритуал, который поможет ее оживить и придать ей определенную форму. Потом встает следующий вопрос: в каком пространстве этот ритуал может произойти. И тогда кроме ритуала-перформанса встает проблема еще и инсталляции.

Е.М. Как происходит набор студентов в группу?

Ю.С. Абитуриенты сдают три творческих экзамена - два перформанса и инсталляцию на заданные темы. Обычно это "Автопортрет", "Не-Я", "Сон", "Сад". Они проходят также дополнительное тестирование, хотя работы на эти темы являются очень хорошими проективными тестами. Студенты сами готовят абитуриентов к экзаменам, , тесно общаются с ними в течение недели-двух, предоставляя всю необходимую информацию. И сами же принимают эти экзамены, отбирая из числа абитуриентов новых членов группы Это - совершенно нетрадиционное для учебного заведения, но чрезвычайно существенное для групповой работы обстоятельство. Мы собираем, в сущности, команду, а не просто отбираем талантливых людей. И важным критерием для отбора является то, насколько абитуриент может по принципу дополнительности войти в группу. Этим летом мы набрали новый курс. Вступительный перформанс демонстрировал потребность человека в инициации, в изменении движения своей жизни. Это было главной мотивацией, а не просто желание поступить в престижный ВУЗ или продолжить образование. И в этом перформансе абитуриенты делали первый шаг к изменению своей жизни, символизирующий на уровне их собственной мифологии это изменение.

Е.М. Как ты считаешь, насколько наша группа характерна для современного искусства?

Ю.С. Думаю, что она не характерна для современного искусства. Это связано с тем, что мы, в отличие от большинства стратегий современного искусства, часто позволяем себе очень прямое высказывание, снимаем коды. Хорошо это или плохо для искусства - я не знаю, но это очень полезно для людей, потому что они привыкают к яркой форме высказывания, проявления своей личности, становятся открытыми, но защищенными. Потому что в нашей работе существует одна позиция, которая называется "выставка". На ней происходит экстериоризация личных мифологий и содержаний, вынос их на обозрение внешнего мира, а не только группы. Таким образом, мы можем в какой-то степени снимать ту проблему, которая возникает в любой психотерапевтической группе - проблему встречи с реальным миром за ее пределами. Потому что мы постоянно говорим о каком-то результате, артефакте. Конечный результат - это то, что создает биографию не просто развивающейся личности, а профессионального художника - каталоги, списки работ, выставки, подготовка к ним, критика, которую мы слышим со стороны. Все это делает человека, работающего в группе, более адаптированным к окружающему миру и к текущей жизни.

Е.М. Твой способ работы, по-моему, уникален и невоспроизводим. Он существует как феномен лишь в силу твоего внутреннего чувства меры и большого личного опыта, позволяющих чудесным образом соединять трудно соединимые вещи. То, чем ты занимаешься - и не психотерапия, и не искусство в чистом виде, и, конечно, не духовная практика, а что-то еще, существующее на границе - еще чуть-чуть - и сбылись бы опасения Хиллмана. Я зачитаю цитаты из его недавно вышедшей замечательной книги "Исцеляющий вымысел". В ней этот автор, опираясь на Юнга, предостерегает от смешивания например, эстетической деятельности активного воображения с искусством, ориентированным на выставки и публикации, а также от "открытия шлюзов для впуска черного потока грязи оккультизма", поскольку "все эти формы применения образов перестают быть средствами самопознания и вместо этого превращаются в способы расширения могущества личности, которые скрываются под невинным названием "психическое развитие.""

Ю.С. Эти предостережения интересным образом согласуются с основными позициями постмодерна. Потому что одним из главных его свойств является способность к "двойному кодированию", что соотносится с ироническим отношением к самому себе. На уровне сегодняшнего времени простые вещи, которые мы открыто произносим, звучат почти китчем. Но происходит двойное кодирование - я знаю и зритель знает, что я сознательно совершаю это китчевое высказывание. И, раскрывая первый поверхностный код - китч, я попадаю в сферу, где стою над этим и с иронией рассматриваю себя самого. То есть, если универсально действует так называемая теорема Геделя, которая говорит о том, что нельзя понять систему изнутри, а необходимо выйти на другой уровень рассмотрения, то для постмодерного случая это есть просто закон создания произведения искусства. Плюс наполнить свое высказывание большим облаком цитат, интертекстуальных "ускользаний", чтобы то, что ты создал, не оказалось само по себе гипертекстом.

 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: 5

История | Проекты | Галерея | Участники | Пресса | Контакты