Лиза Морозова :: Портфолио :: Тексты

Провокативность как метод социально-психологического воздействия
(на примере авангардного искусства)
сб. "Социально-психологические проблемы образования", 2002


 << ::  К началу статьи  ::  >>

Выводы

1. Теоретический анализ специальной литературы позволил выделить два качественно различных аспекта провокативного поведения:

а) конфликтологический аспект, при котором провокативное поведение рассматривается как одна из стратегий разрешения конфликта, выступает чаще всего как психологическая манипуляция и имеет негативный оттенок.

б) акмеологический аспект, при котором провокативное поведение в конечном счете выступает как катализатор развития, средство преодоления кризиса или разрешения особо трудных проблемных ситуаций.


2. В результате исследования были выделены три плоскости рассмотрения художественной провокативности как метода социально-психологического воздействия:

- как базовый социально-психологический механизм развития культуры;

- как важный элемент художественной практики, приобретающий ведущее значение в некоторых видах современного актуального искусства, где провокативные стратегии занимают центральное место. В этом случае формулировка "художественная провокация" фактически используется как синоним терминов "искусство авангарда", "перформанс", "постмодернизм", поскольку провокативность является базовой неотъемлемой характеристикой соответствующих художественных явлений;

- как стратегия психологического воздействия, представленная совокупностью конкретных приемов и техник.


3. Использование провокативности как метода воздействия в деятельности художников-авангардистов имеет долгую традицию и глубокие культурно-исторические корни (ритуалы инициации, карнавалы, юродство и др.).


4. На примере произведений современного искусства были выявлены основные инвариантные формы провоцирования, издавна применяющиеся в развивающих целях в различных культурах и разных социальных сферах:

- агрессия (направленная вовне и аутоагрессия);

- смех (направленный вовне или на себя);

- отсутствие воздействия, молчание;

- избыток / недостаток смысла (абсурд, непонятность);

- открытость.


5. Новые формы искусства (перформанс) могут служить средством самопознания и развития личности и, будучи адаптированными, использоваться как психотерапевтическое средство.

Целенаправленное использование провокативных психотерапевтических техник в процессе профессионального обучения художников-перформансистов является уникальным средством повышения эффективности педагогического процесса.


История | Проекты | Галерея | Участники | Пресса | Контакты