|
|
|
Лиза
Морозова :: Портфолио
:: Тексты
Провокативность как метод социально-психологического
воздействия
(на примере авангардного искусства)
сб. "Социально-психологические проблемы образования", 2002
<< :: К
началу статьи :: >>
Эмпирическое исследование художественной
провокативности
В 1994-2001 году нами был осуществлен цикл исследований психологических проблем художественной провокативности. Исследование было частью работы группы, состоявшей из психологов, художников и искусствоведов ( Ю. Соболев, М. Хусид, Г. Метеличенко, Г.С. Иванов, А. Севбо, Е. Морозова, С. Кравец, В. Быстров, В. Зубков). Исследования проводились на базе Царскосельского Филиала Санкт-Петербургской Академии Театрального Искусства, Международной мастерской Театра Синтеза и Анимации "Интерстудио". Работа включала несколько этапов.
На 1 этапе (1994-97) нами ставились только арт-педагогические задачи, целью его было выявление потенциала провокативных методов для повышения эффективности обучения студентов-художников, специализирующихся в области перформанса и инсталляции. Гипотеза состояла в том, что включение в педагогический процесс подготовки художников элементов тренинга личностного роста с акцентом на использование провокативных техник приведет к психологическим изменениям, обеспечивающим условия для более высоких профессионально-технических и художественных результатов, чем традиционные формы занятий.
Для осуществления эксперимента был проведен тщательный отбор студентов на специализацию "художник паратеатральных форм", специально созданную в Театральном институте. Помимо традиционных видов обучения - лекций по истории искусства, семинаров и т.д., обучение включало специальный курс индивидуальных и групповых занятий в виде работы над художественными проектами, проводимых Ю. Соболевым при участии Е. Морозовой. В этом курсе были использованы техники групповой и индивидуальной работы, заимствованные из различных психотерапевтических направлений. Были привлечены элементы юнгианской психотерапии, психосинтеза, гештальт-терапии, психодрамы, "групп встреч" и арт-терапии. Главная задача (и трудность) этого этапа работы состояла в акценте на использовании развивающего, акмеологического аспекта провокативных методов и в предотвращении проявлений агрессивно-конфликтного аспекта, обсуждавшегося в начале данной статьи. Особое внимание уделялось самостоятельной работе по организации выставок и участию в них студентов, причем они проводились не как учебные, а как вполне профессиональные мероприятия. В этой части исследования участвовали около 100 человек.
Основными методами исследования были включенное наблюдение, интервью, психологическое тестирование, самонаблюдение, анализ документов (текстов, фотографий, видео и аудиозаписей). С помощью этих методов отслеживалась личностная динамика студентов, происходящая под влиянием специальным образом организованного обучения. В качестве тем для самостоятельной художественной работы студентам предлагались проблемы, которые обычно предъявляются клиентам в ходе тренингов личностного роста: 1) принятие своего тела; 2) юнгианские "анима-анимус" - принятие черт противоположного пола в себе; 3) групповая динамика; 4) сепарация с родителями; 5) работа с маской ("Персоной"); 6) принятие негативных субличностей - работа с архетипом Тени; 7) страх смерти; 8) осознавание себя "здесь и сейчас"; 9) работа со снами; 10) работа с детскими страхами, травмами;11) техника "песочницы".
Результаты исследования: Совмещение обучения студентов технике художественной провокации с элементами психотерапии внутри единого педагогического процесса дало ярко выраженные и неожиданные результаты. Овладение названными техниками, наряду с стимулированием личностной зрелости и интегрированности/, обеспечило кратчайший путь для приобретения студентами и чисто профессиональных навыков художественной работы в новой и сложной области художественного творчества.
Необходимо отметить, что до сих пор не существовало методов подготовки художников-перформансистов, более того, сама возможность рационального их описания многим специалистами по художественному обучению казалась сомнительной. Поэтому результаты данной работы представляют определенный интерес в методическом плане. С нашей точки зрения, в перформансе, как в никакой другой области художественного творчества, личность художника прямо и непосредственно, в узком значении этого слова, служит инструментом и предметом творческого процесса. Это предъявляет совершенно особые требования к процессу подготовки художника-перформансиста и делает психотерапевтическую работу интегральной частью учебного процесса. Эти положения обусловили широкое привлечение нами психологических и психотерапевтических методов при подготовке художников данной специализации. Следует также отметить, что психологичность, личностная ориентированность перформансов, создаваемых в рамках данного проекта, является специфической характеристикой художественной школы Ю. Соболева, известного художника и автора описываемого проекта, а также руководителя Международной мастерской Театра Синтеза и Анимации "Интерстудио".
Работы участников данного исследовательского и педагогического проекта, созданные в период обучения и сразу после него, вызвали большой интерес и отклик у профессионалов - художников, критиков, искусствоведов. Выступления о методе обучения художников в "Интерстудио" состоялись на выставке-конференции молодых художников в Минске (апрель 1999), в Центре современного искусства Дж. Сороса в рамках обучающей программы "Новые художественные стратегии" (Москва, май 1999), а также на аспирантской конференции в ГИТИСе (Москва, сентябрь 1998)(18). Работы молодых художников были неоднократно показаны в ведущих галереях Москвы, С.-Петербурга и заграницей.
Опыт работы "Интерстудио" оказался также чрезвычайно интересен для арт-терапевтов, увидевших в нем потенциал для разработки новых форм работы с клиентами. Этим был вызван переход к второму этапу исследования, ставившего уже не узкопрофессионально-художественные, а психотерапевтические и арт-терапевтические задачи.
Целью 2 этапа исследования (1997-2001) было выявление и использование психотерапевтического потенциала художественной провокации для обучения арт-терапевтов. В ходе него опыт работы "Интерстудио" был осмыслен с точки зрения арт-терапии, в результате чего стало разрабатываться отдельное ее направление, условно названное "перформанс-арт-терапией". Результаты публиковались в специально созданной рубрике ("Будораж") С.-Петербургского арт-терапевтического журнала "Исцеляющее искусство"(16, 17). Опыт работы школы Ю. Соболева был представлен также в виде докладов с показом видео- и фотоматериалов на семинарах и конференциях по арт-терапии ("Арт-терапия сегодня", май 1998, Запасной Дворец, Царское Село), в рамках обучающих семинаров, проводимых в 1997-98 гг. в С-Петербурге под руководством канд. мед. наук Копытина А.И., на заседании психологического клуба, проводившегося в центре "Гармония" (С-Пб., зима 1998), а также в психологической лаборатории психиатрической больнице им. Кащенко (Москва, весна 1998). Кроме того, были проведены мастер-классы для арт-терапевтов из Москвы (июнь 1999, Запасной Дворец, Царское Село). Опыт сотрудничества с арт-терапевтической ассоциацией оказался настолько плодотворным, что материалы были включены в постоянную программу обучения арт-терапевтов и используются наряду с другими мультимедийными формами арт-терапевтической работы (11).
|
|
|