Лиза Морозова :: Портфолио :: Тексты

Провокативность как метод социально-психологического воздействия
(на примере авангардного искусства)
сб. "Социально-психологические проблемы образования", 2002


 << ::  К началу статьи  ::  >>

Художественная провокация в исследованиях по психологии искусства

Коротко остановимся на немногих исследованиях по психологии искусства, в которых психологический анализ затрагивает искусство авангарда и, в частности, его провокативную функцию.

Единственным в своем роде примером является докторская диссертация Х. Вебера, посвященная психологическому анализу хэппенингов (51). Большой вклад в исследование явлений современного искусства внесли исследователи психоаналитической ориентации (Rauchfleisch, Kraft, Hoffmann, Eisler, Leuner, Ehrenzweig, Mukarovsky) (51). Из отечественных авторов следует отметить работы И. Смирнова (30), В. Руднева (26), А. Мигунова (15).

Из последователей К.Юнга, посвятившего отдельные работы творчеству Пикассо и роману Д. Джойса "Улисс"(44), провокативное искусство изучали Э. Нойманн (44), А. Яффе (43), из отечественных психологов - Р. Норвила (22). Эти исследователи рассматривают художественную провокацию как форму индивидуации, развития личности самого художника и зрителя.

Вэс Нискер в своей монографии (20) описывает авангардистов как обладающих особым качеством - "безумной мудростью", которая , по его мнению, лежит в основе всего великого, парадоксального и гениального.

В. Е. Семенов, описывая воздействие авангардного искусства через понятие антикатарсиса, рассматривает только деструктивный аспект его влияния на зрителей (29).Такой подход типичен для советской психологии. Театровед Карелина исследовала постмодернистский тип восприятия, характеризуя его как "открытый". Она, наоборот, оценивает воздействие современного искусства как позитивное, развивающее (8). Н. Хренов пишет об авангардистах как о "пассионариях", используя терминологию Л. Гумилева (39). Он рассматривает современное искусство как способ социализации и институциализации картины мира художника-маргинала. По его мнению, художник продолжает оставаться маргиналом до тех пор, пока характерная для него картина мира продолжает оставаться в неинституциализированных формах (40).

Важным механизмом воздействия, характерным для художественного провоцирования, оказывается суггестия. Суггестивные приемы в рамках психологии искусства описал А. Добрович, выделяя среди них суггестию, использующую: а) ритм и повтор с потаенной неправильностью, витальным сдвигом; б) пустоту и переизбыток; б) контраст, деформацию; в) новшества и традиции; г) идентификацию (3).

Пользуясь терминологией специалиста по психологии искусства А.А. Мелик-Пашаева (14), действия художников-авангардистов следует рассматривать как реализацию их эстетического отношения к действительности.

Обращаясь к известной теории Фестингера, можно говорить о том, что в основе художественной провокации как метода социально-психологического воздействия часто лежат механизмы когнитивного диссонанса (35).

История | Проекты | Галерея | Участники | Пресса | Контакты