|
|
|
"Турагенство
Escape".
Форум художественных инициатив, Новый Манеж, Москва.
Ссылки на сайт: Русская
версия | Английская
версия | Немецкая
версия
Журнал
"Иностранец"
Пресса о проекте:
Художники открыли новое направление туризма
И послали туда всех желающих
В "Новом Манеже" открылся 8-й Форум художественных инициатив - главная
московская выставка летнего сезона. В этот раз 32 проекта подверстаны
к теме "Искусство и туризм", или "искусствотуризм", как организаторы
предпочитают называть это направление художественной деятельности.
Арт-туризм, как доказывает форум, получил широкое распространение
- от Москвы до Владивостока, от Польши до Японии.
Еще лет двадцать назад подобная выставка имела бы подзаголовок "отчет
о творческой командировке". Но когда командировать художников в
экзотические страны стало некому (советские профсоюзы распались),
творцы стали путешествовать сами, с выставки на выставку, из города
в город, из страны в страну. Подобный вид профессионального досуга
в 1990-е годы у московских художников назывался алкотуризмом, поскольку
сопровождался, как и командировки былых времен, обильными возлияниями.
Этот жанр цветет и поныне и его образцы в изобилии представлены
на выставке. Кто-то съездил в Тибет, кого-то приятели пригласили
на остров Готланд в Швеции, кто-то просто купил тур по классической
Италии, а кто-то предпочел палатки и фестиваль озерных людей на
острове Байкал. Вместо банальных альбомов с фотографиями они привезли
оттуда небанальные:
съемки теней, снимки в жанре "Мой чубчик и Эйфелева башня" или вообще
нечто непотребное, что друзьям не покажешь, а можно только на выставку
принести. Так, одна художница запечатлела себя в туалетах крупнейших
музеев мира - тоже трофей, хоть и вынужденный: в музеях фотографировать
не разрешается.
С этими неприличными снимками перекликается экскурс в историю вопроса
куратора Евгении Гершкович, напомнившей, что само слово туризм родилось
в XVIII веке от французского выражения, поначалу означавшего не
что иное, как "сходить по нужде". Впрочем, свои филологические изыскания
госпожа Гершкович проиллюстрировала изящнейшим путевым дневником
одного просвещенного чудака, до сих пор уверенного, что свои впечатления
нужно непременно зарисовывать и снабжать комментариями. Подход этот,
очевидно, устарел. Куда прогрессивнее демонстрировать видео, а также
сами средства передвижения. На выставке представлено аж четыре автомобиля
- от ярко-розового от участника группы "Фенсо" Антона Смирнского,
предлагающего мечтательно-музыкальный трип в Австралию, до облезлых
"Москвичей" от Татьяны Добер и Алексеева, маршрут которых пролегает
по трем главным транспортным кольцам столицы.
Что касается концептуального осмысления темы, то тут больше всех
отличилась Дарья Новгородова со своим "Путешествием Мистера Мак-Кормика
в страну своего детства". Полет дохлой крысы на веревочке, обеспеченный
электромотором, вызывает бурю зрительских эмоций - от визга и негодования
до умильных воспоминаний о школьных проказах. Рядом с этим аттракционом
бледнеют даже самые завиральные идеи - вроде "Представительства
всеобщей миссии по борьбе с мировым злом" Игоря Иогансона, предлагающего
туристам, чем шляться просто так, заняться чем-нибудь полезным,
например, исправлением формы земного шара. Или сектантской организацией
Германа Виноградова "Пни", пропагандирующей моржевание, обливание
и голохождение и имеющей собственное турбюро с непечатным названием
"Пошли все на...".
Среди этого веселого безумия своей практичностью выделяется туристическое
агентство, созданное группой Еsсаре. Возглавляющий его Валерий Айзенберг
пожаловался, что СМИ на выставке их игнорируют, не желая давать
рекламу разработанным агентством турам под общим девизом "В-Месте
с Художником". Оно и понятно - это и в самом деле настоящее ноу-хау
на рынке туристических услуг, которое вполне может быть осуществлено
в реальности. Эксклюзивные маршруты в крупнейшие города и деревни
мира в компании с гидом-художником, предполагающие нетипичные развлечения-
например, отправившимся в Нью-Йорк гарантируется завтрак с арт-звездами,
отцами соц-арта Комаром и Меламидом - поможет каждому туристу почувствовать
себя творческой личностью. Очевидно, это и есть главная цель "искусствотуризма".
МИЛЕНА ОРЛОВА, Коммерсант (142) 10.08.01
Этика, эстетика
и "немецкий знак"
Никита АЛЕКСЕЕВ (N30 от 21.08.2001)
ОТКУДА МАКАР ТЕЛЯТ НЕ ГОНЯЛ НА РОЗОВОЙ "ВОЛГЕ"
А еще приятное дело было в московском Новом Манеже, там прошел Московский
международный форум художественных инициатив. Проводится он ежегодно,
и в 2001 его девизом было "ИСКУССТВО как ТУРИЗМ", а эпиграфом -
строчки Иосифа Бродского:
"ѕи, значит, остались только Иллюзия и дорога."
Иллюзия это, конечно, искусство. А дорогаѕ Дорога, как известно,
- вся наша жизнь. Так что непонятно, чего не хватало Нобелевскому
лауреату, почему "остались" и "только"? И что имел в виду куратор
Форума Юрий Никич? Мог сделать девизом "ИЛЛЮЗИЯ как ДОРОГА". Или
"ДОРОГА как ИЛЛЮЗИЯ". От перестановки слагаемых сумма, как известно,
не меняется.
Как бы то ни было, затея в Новом Манеже оказалась очень симпатичной.
И вполне в тематике нашей газеты. Мы ведь постоянно подстрекаем
своих читателей куда-нибудь поехать. А искусство технологически
один из лучших способов отъехать. Иногда и не вернуться. Вот художники
(из России, Японии, Украины, Великобритании, Армении, Грузии, Голландии,
Молдавии, прочих мест) и разъезжались. Кто куда. Кто в Непал, кто
в Вологду, кто в Рим, кто в неизведанные галлюцинозные пространства.
Они побывали на Байкале, в Переславле Залесском, во Владивовостоке,
Сургуте и у себя дома. Использовали самые разные транспортные средства
- от ярко-розовой "Волги ГАЗ-21" с психоделической мигалкой (любимый
экипаж Антона Смирнского из группы "Фенсо") до крысиного чучела
(на котором Дарья Новгородова совершила "Путешествие мистера Маккормика
в страну его детства").
Потом съехались. Сравнили сувениры. Качество вполне разное. Это
естественно: у кого-то окно гостиничного номера выходило на помойку,
другие оказались в десятизвездочном Paradise Grand Hotel, а третьи,
куда их ни отправляй, ничего, кроме самих себя, вокруг не видят.
Лучшим, на мой взгляд, оказался результат, показанный "Туристическим
агентством Escape". Его сотрудники, художники Валерий Айзенберг,
Антон Литвин, Богдан Мамонов и Елизавета Морозова просто так никуда
не едут, но предлагают свои услуги в организации уникальных и эксклюзивных
экскурсий в Нью-Йорк, Париж, Рим, Барселону, Царское Село и деревню
Матюшино. Если думаете, что это очередное артистическое надувательство,
то ошибаетесь. Escape поддерживает очень солидная фирма Jet Travel,
агент Международной Ассоциации Авиаперевозчиков. За справками обращаться
по адресу ayzen-escape@mtu-net.ru. Не сомневайтесь: художники, конечно,
люди странноватые, но покажут вам такие достопримечательности, какие
вы без них в жизни не увидите. Это вам не поп с Ярославщины, который,
если не приведи Господь, займется турбизнесом, то отправит вас в
лучшем случае туда, куда Макар телят не гонял.
А будущем году темой Форума художественных инициатив будет совсем
другое. Он пройдет под лозунгом "Родина/Отчизна.Motherland/Fatherland".
То есть - "Бери шинель, пошли домой"ѕ Желающие поучаствовать могут
отправить свои проекты до 31 января по адресу nikich@aha.ru.
Дерма и эскапизм
Никита АЛЕКСЕЕВ (N32 от 04.09.2001)
ОЧЕНЬ СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Россияне за границей становятся все более требовательными. Они уже
осмотрелись вокруг себя, насмотрелись всякого, и многих из них стандартные
экскурсии перестают интересовать. Поэтому можно приветствовать инициативу
четырех российских художников (Валерия Айзенберга, Антона Литвина,
Богдана Мамонова и Лизы Морозовой), организовавших при поддержке
известного агентства Jet Travel собственное туристическое агентство
Escape (электронный адрес: ayzen-escape@mtu-net.ru). Агентство Escape
предлагает разборчивым клиентам замечательную программу "В-месте
с художником. Художественный тур для художественных натур". Валерий
Айзенберг проведет их по удивительным местам Большого Яблока. Благодаря
Антону Литвину у них останутся незабываемые воспоминания о Париже,
Женеве, Риме и Барселоне. Лиза Морозова предлагает изумительный
тур-перформанс по Царскому Селу, а Богдан Мамонов предоставит туристам
возможность открыть для себя неповторяемый мир деревни Матюшино.
Вот только некоторые пункты программы.
Нью-Йорк, 9 дней.
Лечебно-терапевтическая экскурсия в Metropolitan Museum в обществе
знаменитых художников русского происхождения Виталия Комара и Александра
Меламида. Они говорят: "Искусство уже давно религия, и, как религия,
оно лечит. Например, к картине Ван-Гога "Автопортрет с отрезанным
ухом" надо подходить склонившись, падать перед ней на колени и молиться".
Пеший подъем на крышу 59-этажного билдинга страховой компании Matlife
(239 маршей нон-стоп). Пешие или велосипедные прогулки по главным
нью-йоркским мостам - Бруклинскому, Квинсборо и Вильямбургскому.
Ночные экскурсии по Сохо и Гринвич-Виллидж (посещение русских художественных
галерей, клубы геев и лесбиянок, аутентичные рестораны и дом, в
котором жил О'Генри). Участие в различных праздничных шествиях,
отмечающих День Независимости, День Трудящихся, День Ветеранов.
Подъем в корону Статуи Свободы (туристы одеты в полосатые арестантские
робы). Поездка в карете по улицам, где жили знаменитости (Жаклин
Кеннеди-Онассис, Джон Леннон, Энди Уорхол) и пикник в саду Strawberry
Fields в Центральном Парке. И так далее.
Барселона, 7 дней.
Игра в цифры на улице Колумба: 1+4+5+1+1+5+0+6 = 23 шага в длину.
Поездка за город (аренда машины и выезд за пределы города с заклеенным
датчиком топлива). Прогулка по парку Гюэль (серия подготовленных
перформансов "Незаметное искусство"). Действо "Москва" (продажа
водителям, стоящим у светофоров, цветов, ворованных с клумб, и российских
газет и открыток с видами Москвы). И еще много чего.
Женева, 7 дней.
"Из Лефортова - на улицу Лефорта" (подготовленный перформанс). Перформанс
"Покупка часов". Прогулка по ленинским местам (кафе Landolt). Экскурсия
в Дворец Наций (акция "Жалоба в ООН"). Экскурсия в Собор Св. Петра
(дискуссия о католицизме и протестантизме). И множество других не
менее интересных прогулок.
Рим, 7 дней.
Посещение супермаркета в Ватикане. Перформанс "Бумажный кораблик"
у фонтана Треви. Посещение общественной уборной (перформанс Pecunia
non olet - "деньги не пахнут" - в честь императора Веспассиана).
Игра "Кто увидит больше кошек", начало игры у стен Колизея. Et Cetera.
Париж, 7 дней.
"Головокружительный город" (экскурсия на вертолете). Прогулки по
самым модным галереям, бутикам и кафе Парижа. Посещение круглосуточного
книжного магазина. Посещение Музея канализации Парижа. Спланированное
туристское безобразие на блошином рынке Клиньянкур. Точное измерение
ширины самой узкой улицы в историческом квартале Марэ. A suivre...
Царское село, 7 дней.
"Пушкин: высокое и низкое" (знакомство с неформалами, рисование
граффити, чтение без купюр "Гаврилиады" перед памятником Пушкину).
"Пушкин на ощупь" (ночная экскурсия с завязанными глазами по Екатерининскому
парку). Арт-массаж по мотивам творчества различных художников (супрематический
массаж, дада-массаж, минималистический и концептуальный массаж).
Посещение могил любимых собачек Екатерины Великой. В общем, скучно
не будет.
Матюшино, 10 дней.
Трансфер из Москвы на электричке Москва - Тула в компании Богдана
Мамонова с сопровождением специального персонала, воспроизводящего
аутентичную атмосферу пригородного поезда. Живопись на пленере,
спортивные игры, поход по грибы, ужение рыбы в обществе Богдана
Мамонова. Наблюдение заката вместе с аутентичным русским крестьянином.
Проживание - в отдельном двухэтажном коттедже, в палатке или на
чердаке дома Богдана Мамонова. Уникальная возможность почувствовать
жизнь в настоящей русской деревне!
Туры, организуемы агентством Escape, совершенно эксклюзивны, соответственно
не надейтесь на демпинговые цены. Экскурсионная программа по Нью-Йорку
на девять дней обойдется примерно в шестьсот долларов. Десятидневное
проживание в Матюшине будет стоить от пятисот до полутора тысяч
долларов - в зависимости от проживания и от заказа специальных услуг.
А максимальная стоимость царскосельского перформанс-тура - 1000
у. е. с проживанием и питанием. Специальные услуги оплачиваются
отдельно - например, арт-массаж стоит 7 у. е.
Но не все же бегать толпой по Лувру наперегонки с японскими туристами
или бессмысленно плавиться на пляже!
Ведомости (газета) Ирина Кулик. 15 августа 2001
В Малом Манеже проходит Форум художественных инициатив - "Искусство
как туризм". Идеальная тема для летней выставки, когда только и
разговоров, что о том, кто куда едет в отпуск и кто откуда вернулся.
/_Галерея Escape назвала себя турагентством "Путешествие с художником".
Каждый из участников проекта предлагает свой тур - будь то "Тайны
Нью-Йорка", "Легенды Царского Села" или посещение русской деревни.
Авторы проекта выступают здесь своего рода "кураторами" частных
собраний воспоминаний, коллекционированием которых занимается любой
турист.
8 августа в "Новом Манеже" открывается ставший уже традиционным
Форум художественных инициатив. Нынешний Форум пройдет под девизом
- "Туризм как искусство". Тема не слишком оригинальная, но любопытно,
как ответят на нее наши художники. Среди участников Форума - программа
"Escape". С ее инициатором художником Валерием Айзенбергом беседует
критик Михаил Боде.
Михаил Боде: Программа "Escape" примет участие в нынешнем Форуме
художественных инициатив. Для "Escape" Форум, - наверное, самая
оптимальная площадка, поскольку сама программа задумывалась как
своего рода инициатива художников, не связанных...
Валерий Айзенберг: ... с официозом.
М.Б.: С каким официозом?
В.А.: С установившимися в нашей художественной жизни структурами,
институциями и организациями. Мы не хотели и не хотим в них входить.
Мы создали свою структуру. Форум нам не только созвучен по названию
- "инициативы", но и близок по способу показов художественных проектов.
М.Б.: Что будет показывать на Форуме "Escape"?
В.А.: Это будет неким продолжением наших последних проектов, среди
которых "Бутик "Escape" на последней ярмарке современного искусства
"Арт-Москва". Сейчас будет "Турагентство "Escape". И в том и в другом
случае мы как бы воссоздаем привычные в социуме структуры - магазин,
агентство, сервисные фирмы и службы...
М.Б.: Это симуляция?
В.А.: С точки зрения занимающихся искусством, разумеется, да - мы
же это делаем в поле искусства. Но с точки зрения обычных людей,
которые, бродя по городу, заходят в магазины и различные агентства,
это самые натуральные сервисные службы, нормально функционирующие.
М.Б.: Программе "Escape" все равно где выставляться - это может
быть и фестиваль современного искусства (как, например, фестиваль
перформансов в Царском Селе), и художественная ярмарка (как "Арт-Москва"
или "Арт-Манеж"), и Форум? "Escape" - это такой вездесущий вирус?
Откуда он вообще появился? И что значит в данном случае escape?
Откуда и куда это бегство?
В.А.: По отдельности члены группы так или иначе участвовали в разных
мероприятиях, все же вместе мы начали делать проекты сравнительно
недавно. В самом начале программа называлась "Espace". Тогда это
просто обозначало место - крышу высотного дома на Таганке, где мы
с Наташей Турновой устраивали выставки и акции. Потом, когда мы
уже не могли выставляться в этом месте, название исчерпало себя.
И я сбежал. Назвать программу "Escape" было моей инициативой. Название
появилось прежде, чем ко мне присоединились другие участники проекта
- Богдан Мамонов, Антон Литвин и Лиза Морозова. В принципе проблема
ускользания и бегства интересовала меня с конца 80-х годов, у меня
даже были работы, называвшиеся "Выскочки". Для меня escape - это
не бегство куда-то, а пребывание в пограничной ситуации, то есть
быть в готовности уйти, быть в состоянии escape. Так и наша программа,
которая не стремится к определенному финишу.
М.Б.: Движение - все, конечная цель - ничто?
В.А.: Да, как говорили древние.
М.Б.: Нередко говорят, что в программе "Escape" участвуют лишь маргиналы,
невостребованные галереями и иными институциями.
В.А.: Хороши маргиналы - Гарик Виноградов, Георгий Кизевальтер,
Саша Панов! Я об этом слышу в первый раз. Но в принципе так можно
сказать. Сейчас все ниши в нашем художественном мире заняты. Пустующих
ниш нет. Надо просто создавать свои ниши. А для этого нужны новые
люди или те люди, которые не входят в уже застывшие, заматеревшие
структуры, в свое рода истеблишмент. Я не обольщаюсь на тот счет,
что когда-нибудь и наша программа в свою очередь войдет в истеблишмент.
Истеблишмент - это (помимо всех прочих значений) то, мимо чего никак
нельзя пройти, обязательно наткнешься, упрешься взглядом. Это не
только власть, а еще имя, звание. Кстати, вообще надо пересмотреть
понятие "истеблишмент" в приложении к нашей художественной ситуации,
в которой слишком много номинального.
М.Б.: Что подвигло художников присоединиться к программе "Escape"
- идея проекта, личные связи или просто случай? Как набралась команда
"эскейпистов"?
В.А.: По-разному. Но в основном это все личные связи. Такой пример.
Летом 99-го года мы случайно встретились с Богданом Мамоновым в
Израиле, в Капернауме у хижины Святого Петра. Для нас это был знак
того, чтобы мы дальше вместе работали и не разлучались.
М.Б.: Ну просто встреча апостолов.
В.А.: А личные, чисто человеческие отношения важнее всех прочих.
Это касается и групп художников, и институций, и даже каких-то коммерческих
предприятий, например, галерей. И даже прием на работу осуществляется
по принципу: подходит ли этот человек к сложившемуся коллективу
или нет, развалит ли он его или, наоборот, еще больше сплотит.
М.Б.: Но на работу-то принимает не коллектив, а начальник, шеф.
Он все решает. В "Escape" принимаешь ты? Ты - начальник?
В.А.: Кстати, интересный вопрос. Недавно мы приняли действительно
на работу человека, и я его, так сказать, "тестировал" (было еще
пять-шесть кандидатур). Но дело в том, что этого человека мне прислала
Лиза Морозова. То есть и здесь работают личные связи.
М.Б.: Это значит, что вы заработали как нормальная контора?
В.А.: При наших проектах иначе нельзя. "Бутик" или "Турагентство"
в одиночку не сделаешь. Мы работаем вчетвером. Это такое очень малое
предприятие. А что касается твоего предыдущего вопроса, то должен
тебе сказать: действительно, сам шеф принимает на работу, но ведь
он принимает с оглядкой на коллектив, ему важно, чтобы все работали
дружно. Здесь важна проблема взаимной адаптации.
Важно еще то, что мы работаем с окружающим социумом, программа "Escape"
втягивает в свои проекты и сторонних людей и организации.
М.Б.: И многих втянули?
В.А.: Все, кто приходил и приходят на наши акции, так или иначе
являются их участниками, в "Бутике" они участвуют в процедуре купли-продажи,
в "Турагентстве" они заполняют необходимые анкеты, подписываются
под договорами. В "Турагентстве" мы будем продавать самые настоящие
путевки. Все будет натурально. Покупатели будут приобретать настоящие
сервисные услуги - и одновременно участвовать в художественной акции.
М.Б.: И платить реальные деньги? Не испугаются ли ваши клиенты покупать
путевки у художников?
В.А.: А мы работаем совместно с реальным турагентством, имеющим
лицензию. Здесь все легально. У нас в боксе будет работать их представитель,
который и станет заниматься финансовой стороной дела.
М.Б.: Чем же отличается турагентство "Escape" от обычного турагентства?
Видимо, художники будут выступать в качестве менеджеров, организаторов
туров, руководителей тургрупп, гидов?
В.А.: В первую очередь они останутся художниками. Можно сказать,
что они будут художниками-гидами. Обычные турагентства работают
в рутинном режиме, все туры известны, каждое турагентство похоже
на все другие. Мы предлагаем эксклюзивные туры, мы помогаем обычным
людям попасть в необычные ситуации. Туры будут продаваться всем
желающим, но мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что отнюдь не
каждый согласиться в них участвовать. Я, например, предлагаю тур
по Нью-Йорку с подъемом на статую "Свободы", с заездом на на Либерти-айленд,
где когда-то были контрольно-пропускные пункты для эмигрантов. Но
перед экскурсией во внутренности "Свободы" туристам будут выдаваться
арестантские робы. В таком виде они будут в полутьме и среди мрачных
металлических конструкций - почти "Тюрьмы" Пиранези - подниматься
по лестницам монумента демократии до верхних окон в короне статуи,
через которые открываются прекрасные виды на вольный город Нью-Йорк.
Короче, экскурсия-перформанс. В Музее Метрополитен! я буду передавать
экскурсантов Комару и Меламиду, которые с ними совершат художественно-терапевтические
акции. Разумеется, никакое турагентство такие услуги предоставить
не сможет.
Еще пример. Антон Литвин собирается везти туристов по Франции или
Швейцарии на машине, в которой будет заклеен датчик топлива. Понятно,
какое приключение ждет экскурсантов, но непонятно, где это произойдет,
в какой момент. Богдан Мамонов предлагает совершенно эксклюзивный
тур в деревню Матюшино, где все непредсказуемо. Эта деревня находится
сразу за границей Московской области...
М.Б.: То есть опять заграничный тур?
В.А.: Да, но визу получать не нужно. Экономия. Хотя, кто знает администрацию
Тульской области? В Матюшино масса развлечений и экскурсий. Например,
утренняя (в четыре часа утра) рыбалка вместе с художником, завтрак,
обед и ужин вместе с семьей художника, наблюдение заката солнца
в обществе художника и т.д.
М.Б.: Видимо, такие туры должны стоить дороже обычных? Какие расценки?
В.А.: Конечно. Например, у Богдана Мамонова разрешается разбивать
в саду палатку (палатку предоставляет программа "Escape"), разводить
костры и готовить на них пищу, пользоваться плодами сада и огорода
Богдана Мамонова... За все это - 700 у.е. на 10 дней с возможной
пролонгацией тура.
М.Б.: Изрядно. Создание фиктивных производственных и сервисных фирм
- теперь обычная практика западных художников. Чем от них отличается
проект программы "Escape"?
В.А.: Да, известно, что Дамиан Херст делал "Аптеку", Фабрис Ибер
занимался мыловарением и рекламой своего этого товара. Таких проектов
полно. Но все эти художественные проекты не были доведены до конца.
Все они работали именно в поле современного искусства, то есть на
относительно замкнутой территории. Мы же не хотим замыкаться.
М.Б.: Это как понять? То есть - сверхзадача "Escape" это вообще
выйти из пространства искусства?
В.А.: Да, конечно. Или тотально ввести искусство в жизнь, сделать
его неотличимым от жизни.
М.Б.: Со временем перед участниками программы "Escape" неизбежно
встанет проблема: оставаться ли в искусстве или уйти в сферу бизнеса,
сервиса и прочих коммерческих занятий.
В.А.: Но ведь искушения сопровождают человека всю жизнь. Мы всегда
стоим перед выбором. К тому же известно, что вот уже несколько лет
наши художники почти массово уходят из искусства в другие сферы
- в дизайн, в рекламу, а то и вообще начинают работать совсем не
по специальности. Мы же остаемся художниками.
М.Б.: А станут ли художниками ваши клиенты, купившие художественно-туристические
туры? Получат ли они сертификаты, удостоверяющие, что на время тура
они стали современными художниками?
В.А.: Как-то не думал об этом. Надо будет этим заняться.
|
|
|