Лиза Морозова :: Портфолио :: Тексты

Провокативность как метод социально-психологического воздействия
(на примере авангардного искусства)
сб. "Социально-психологические проблемы образования", 2002


 << ::  К началу статьи  ::  >>

Определение провокативности

Обращение к различным словарям и анализ словарных определений терминов "провокация" позволяет выделить две четко выраженные группы значений, характеризующих, с нашей точки зрения, два качественно различных аспекта психологического воздействия.

В первой группе "провокация" ( лат. provocatio - вызов) характеризуется как акция вызывания гнева, умышленный вызов, подстрекательство и связывается в общественном сознании с конфликтом, столкновением, противостоянием, нападением, скандалом, обманом, насилием, шоком и т.п. (Это можно проследить, обратив внимание на то, в каком контексте употребляется слово "провокация" в средствах массовой информации).

В рамках современных теоретических представлений о стратегиях поведения людей в ситуации конфликта (восходящих к концепции Блейка и Моутона (1, 5, 23, 43) провокация рассматривается как скрыто агрессивный способ психологического воздействия на партнера по взаимодействию, или манипуляции и означает, прежде всего, нанесение ему ущерба , получение преимущества за счет другой стороны без ее согласия. Именно такое понимание наиболее распространено в научной литературе, где анализируются различные степени "вредоносности" провокации (агрессии, манипуляции). Отметим, что в этой парадигме нет места акмеологическому подходу к провокативности как специфическому социально-психологическому методу позитивного воздействия.

Во второй группе словарных определений объединены такие значения термина "провокация", как побуждение, приглашение, взывание, стимулирование, мотивирование и связано с игрой. Их характеризует отсутствие негативных компонентов при явно выраженном акценте на функции стимуляции развития, мотивации к изменению. Провокационность в этом случае рассматривается в качестве средства психологического воздействия, которое выполняет функцию катализатора позитивного развития партнера по взаимодействию.

Этот конструктивный развивающий потенциал провокативности, ее акмеологический аспект, является главным предметом осуществленного нами исследования, включающего теоретический анализ проблемы художественной провокации в широком культурологическом контексте, а также целенаправленное изучение специфических проявлений соответствующих феноменов на материале таких форм современного актуального искусства, как перформанс и инсталляция. Даже в своих наиболее радикальных проявлениях эти виды художественной практики, с нашей точки зрения, ярко воплощают в себе выделенную выше акмеологическую функцию и, за некоторыми исключениями, дают пример провокативного поведения, посредством которого осуществляются просоциальные, положительные изменения, стимулируется позитивные социально-психологические процессы. Необходимо отметить, что такая постановка проблемы, имплицитно присутствующая в культурологической и искусствоведческой литературе, совершенно не характерна для отечественных работ в области психологии и социологии художественного творчества, где именно провокативность современного актуального искусства чаще всего трактуется как его негативная и даже антисоциальная характеристика. Конечно, нельзя отрицать случаи проявления такого разрушительного потенциала искусства, но эта фундаментальная проблема, относящаяся далеко не только к современному искусству, оставлена за рамками нашего исследования.

Используемое в данной работе рабочее определение провокативности можно сформулировать следующим образом:

Провокация - это действие, предпринимаемое субъектом провокации (S), направленное на других людей (объект провокации - О) и имеющее целью вызвать определенную реакцию со стороны объекта провокации О путем нарушения его ожиданий, установок, а также неожиданной смены метода воздействия, сопровождающейся психологической фрустрацией О, при этом нередко и общепринятых норм поведения.

При этом, в соответствие с целями данного исследования, мы выделяем акмеологический аспект провокативности как социально-психологического явления и, в особенности, развивающий потенциал художественной провокации: субъект провокации (S), в данном случае, художник, открывает новые возможности перед людьми, нарушая устоявшиеся нормы, собственным примером стимулирует объект провокации (О) к преодолению сложившихся стереотипов, изменению отношения к чему-либо, выполняя при этом катализирующую функцию, способствуя обновлению и развитию его системы ценностей, норм, художественных вкусов и личностных ориентаций.

Говоря о провокации как о специфическом методе воздействия, важно отметить и его универсальность. Примеры использования провокативных стратегий, в том числе и выделенного нами акмеологического типа, мы находим в мифологии различных народов, в этнографических описаниях примитивных культур, в античности и средневековой практике учителей-буддистов, в работе современных психотерапевтов различных направлений и в деятельности педагогов-практиков. Это один из древнейших механизмов, выработанных культурой, для решения наиболее сложных проблем управления развитием человеческой личности и социума (9).




История | Проекты | Галерея | Участники | Пресса | Контакты