|
|
|
"В давние времена кавалер той даме сказал так, а она и ответа не
дала…", Г. Леденцова,
В. Быстров, группа
"Запасной выход", видеоинсталляция.
"Но может быть поэзия сама -
Одна великолепная цитата"
А.А. Ахматова
"В давние времена кавалер той даме, что верность нарушила,-
"Ладонью зачерпнув, жемчужные
струи пью, что в Иде
в Ямасиро текут...
Без веры всякой ныне
союз с тобой наш стал!"
Сказал так, а она и ответа не дала."
Исэ Моноготари
"Конечно, вы могли бы просто сказать: "я безумно люблю вас",
но вы не можете это сделать, потому что прекрасно знаете, что эти
слова уже были точно так же сказаны Анне Австрийской в романе Александра
Дюма "Три мушкетера". Поэтому, чтобы себя обезопасить, вы говорите:
"Я безумно люблю вас, как сказал Дюма в "Трех мушкетерах"".
А.Пятигорский об Умберто Эко
Два
персонажа, заключены в рамки мониторов, каждый в свой, отгорожены
ими... Их мир аутичен. Кажется, что "кавалер", читающий истории
из старинной японской книги, обращается больше к самому себе, чем
к "даме". Временами два мира объединяются, жест проникает из "своего"
в "чужой" монитор, границы приоткрыаются. Но это только подчеркивает
изолированность, отгороженность, отсутствие диалога. Или, может
быть, его опосредствованность. "Мы живем в эпоху, когда все слова
уже сказаны", писал C.С.Аверинцев.
Все подчеркнуто театрально. Разыгрывается что-то, похожее на японскую
чайную церемонию. Может быть, персонажи и не очень играют, а искренне
наслаждаются утонченным действием. Оно, возможно, нужно для того,
чтобы погрузиться в пленительно "безопасный" и обворожительно поэтичный
мир, в повествование о том, как дама и кавалер в Х веке, разгороженные
этикетом хэйянской Японии, пытаются "объяснить себя другому" через
посредство изысканных танка. Образуется замкнутый, "порочный" круг.
Может быть и не слишком порочный: поэтическая цитата все сглаживает,
лишает остроты, прямолинейности. Но и смягчает, усредняет, но и
облагораживает и украшает.
Категорические бинарные IN и OUT на пульте дистанционного управления
видео прослоены поэтической недосказанностью, чарующей цитатой,
которая продолжает витать и тогда, когда монитор выключен - ни звука,
ни изображения. Остаются потухшие и молчащие "ящики". Персонажи
ушли. Но их процитированный мир продолжает свою безмолвную опоэтизированную
жизнь.
"...Одна великолепная цитата".
Анна Андреевна Ахматова знала в этом толк, знала, о чем говорила.
Юрий Соболев
Пресса:
"Художественный журнал" № 39, 2001
15.03.01 - 9.04.01.Галина Леденцова, Владимир Быстров (группа
"Запасной выход") "…в давние времена кавалер той даме… сказал так,
а она ответа не дала…", галерея "Escape", Москва
Видеоинсталляцией
Галины Леденцовой и Владимира Быстрова галерея "Escape" внесла весеннее
оживление в московскую художественную жизнь. Участники группы "Запасной
выход", представляющие царскосельскую Мастерскую Паратеатральных
форм, созданную Юрием Соболевым при "Интерстудио", кажется, поймали
благотворный для актуального искусства "ветер перемен". Во всяком
случае, невозможно описать эту выставку вне представления о наслаждении,
а это требует новой терминологии, отличной как от понятий классической
эстетики, так и от концептуального жаргона. Желание "положительного"
высказывания настойчиво пробивает себе дорогу не только на мировой,
но и на отечественной художественной сцене.
Видеоинсталляция\видеоперфоманс формально строятся вокруг двойного
цитирования, что как будто помещает эту работу в рамки привычного
постмодернистского дискурса. И выставочный буклет описывает инсталляцию
именно в этих терминах, используя в эпиграфе цитату из А.Пятигорского
об Умберте Эко, а в качестве иллюстраций - иероглифы и блок-схему
дистанционного управления. Налицо вся атрибутика, необходимая для
искушенной знаковой игры: японский текст Х века, "подчеркнутая театральность"
(цитата из текста буклета), замкнутость каждого из персонажей, ограниченного
рамкой своего монитора, условность черно-белого изображения. Прочитывается
и набор архетипов: стол, "чайная церемония", яблоко; мужчина говорит,
женщина слушает…
Эта инсталляция поражает тем, что воздействует на зрителя отнюдь
не как изощренный текст, требующий культурологической подготовки,
а как непосредственный эмоциональный раздражитель, заставляющий
публику сорок минут не отрываться от мониторов. Пленительный своей
отчужденностью текст Исэ Моноготари, который читает мужчина делает
ощутимым существование героев во времени, ритмически отсчитывая
мгновения. Изысканные иносказания "кавалеров" и "дам", полные давно
ушедшего смысла, делают значимыми любой жест героев - изменение
интонации, смех или удивление мужчины (В. Быстров), безмолвный взгляд
или улыбку женщины (Г. Леденцовой). Пустота, возникающая между замкнутыми
пространствами мониторов, подчеркивается проекцией текста на заднюю
стену. Возможность выхватить взглядом графическое изображение звучащего
текста подчеркивает его холодную, омертвевшую красоту, делая одиночество
каждого из персонажей и "невозможность объяснить себя другому" еще
более абсолютными. Но обыденные жесты, проникающие из одного монитора
в другой - налитый чай, протянутое яблоко или зажженная спичка -
вдруг открывают спасительность этой пустоты.
Да, действительно, "все слова уже сказаны". Но нужны ли они?.. Мужчина
и женщина замкнуты в непостижимых друг для друга мирах, но, кто
сказал, что любовь нуждается в объяснениях? Достаточно возможности
проникнуть через пустоту, возможность ответить на улыбку, вне своих
и чужих слов. Текст отступает перед спонтанным, неосознанным жестом.
Разве же "она ответа не дала"?
Продолжая свои кураторские эксперименты, галерея "Escape" устроила
вернисаж в форме киносеанса нон-стоп. Однако, желающим пройти в
зал в середине видеоперфоманса, предлагалось выпить-закусить до
начала следующего сеанса.
Действительно, эта работа похожа и одновременно не похожа на привычные
видеоинсталляции - она притягивает независимо от момента попадания
в "зону", но очевидно обладает качеством целостности, которую не
хочется разрушать. Остается только пожалеть о техническом несовершенстве
звукозаписи, не дающей возможность слышать "звуки жизни" - вздохи,
звяканье чашки о блюдце. Неутолимая жажда наслаждений!
Ирина Базилева
Пустота, которую можно преодолеть за одно мгновение - главное содержание
совместной инсталляции Леденцовой и Быстрова "в давние времена кавалер
той даме… сказал так, а она ответа не дала…" (2001). В видеоинсталляции
представлены два стоящих рядом монитора: в одном мужчина читает
тексты Исэ Моноготари, в другом женщина молча слушает. Каждый существует
внутри замкнутого пространства своего монитора, но обыденные жесты
персонажей пересекают пустоту и внедряются в пространство другого
- ее рука наливает ему чай, его рука протягивает ей спички. Остраненность
текста Исэ Моноготари, который читает Владимир Быстров, делает ощутимым
протяженность каждого мгновения и значимым любой жест героев - изменение
интонации, смех или удивление мужчины, безмолвный взгляд или улыбку
женщины. Пустота, возникшая между замкнутыми пространствами мониторов,
ограничивается проекцией текста на заднюю стену. Пронзительность
одиночества каждого из персонажей, невозможность "объяснить себя
другому" подчеркивается графическим изображением текста, мертвого
и прекрасного. Но жесты, проникающие из одного монитора в другой
показывают спасительность этой пустоты.
Ирина Базилева "Художественный журнал"№ 39
Японские мотивы в галерее "escape".
В галерее "Escape" демонстрируется видеоинсталляция Владимира Быстрова
и Галины Леденцовой "...В давние времена один кавалер той даме...
сказал так, а она и ответа не дала...". Это длинное и странное название
- цитата из древнеяпонской литературы эпохи Хэйян. В пространстве
галереи расположены два монитора, на одном виден сидящий и читающий
вслух художник Быстров, а на другом - внимающая ему Галина Леденцова.
Любопытно, что время от времени персонажи протягивают руки за чаем
или сигаретами за пределы кадра, при этом "попадая" из одного экрана
в другой. Инсталляция дополняется проекцией текста на стену галереи.
Зритель может почувствовать элементы театральности и даже уловить
сходство с японской чайной церемонией. Тем не менее видеоинсталляция
посвящена диалогу как ритуалу, будь то Япония Х века или наше время.
Дмитрий Барабанов
Галина Леденцова:
1960 -. родилась в Москве
1985 - закончила факультет художников книги Московского полиграфического
института
С 1983 года работает художником в области книжного дизайна, мультимедиальных
проектов, сценографии, изобразительного искусства и педагогики.
1985-1986 - работа с мультимедией (управляемая компьютером система
слайдпроекторов со специальными эффектами). Уникальный эксперимент
создания серий раскрашенных от руки слайдов, развивающих в кратких
секвенциях динамику цвета (1875 обработанных цветом черно-белых
слайдов).
1986 -1987 - работа над проектом " Бокалы" (соединение керамической
скульптуры со стеклом).
Серия картин-объектов и керамических картин.
1988-1990 - Серия картин-объектов; кинетические объекты для театра
(спектакль "Что было после спасения" - показ в Москве, Челябинске,
Dokumenta- Кассель),
Программа прозрачных платьев-объектов и скульптур-объектов из полиэтилена
для спектакля "Я, Фауст" (Челябинск, Ганновер, Тюбинген)
С 1990 - художник-постановщик театра ИНТЕРСТУДИО и доцент по классу
живописи, сценографии и сценического костюма в Международной мастерской
театра синтеза и анимации (Санкт-Петербург, Царское село.) Костюмы,
декорации и гигантские (более 4-х метров высотой) динамические скульптуры-куклы
для спектакля "Дон Жуан" (Гран-при международных фестивалей в Лугано
(Швейцария), Шарлевиль-Мезьер (Франция), на Крите).
Одновременно - работа с различными галереями в Швейцарии и Германии
и выставки картин, объектов и рисунков.
1990 - стипендия культурного центра в г. Шорндорф (Германия).
1991 - серия картин и объектов "Zitronengeschichten" ("Истории лимонов")
1992 - серия "Foegelgeschichten" ("Птичьи истории").
1992 - работа над серией садовых скульптур ( совместно c N. Blechinger)
по приглашению Магистрата города Кельн и над пасхальной серией для
фирмы "Colore"
(пасхальные яйца с мозаикой, открытки, объекты).
1994 - стипендия Министерства культуры земли Шлезвиг-Гольштейн (замок
Зальцау) Германия. Проект деревянной Kleinplastik - разработка традиций
русского супрематизма и конструктивизма.
1994-1995 - работа над проектом "Зеркала и рамы" с использованием
мозаики и ассамбляжа.
С 1996 - работает в области видеоарта и видеоинсталляции
С 1997 - преподаватель "Интерстудио"
1998 - 1999 обучение в Институте практической психологии "Иматон"
г.Санкт-Петербург.
Имеет сертификат арт-терапевта. Член Арт-терапевтической ассоциации.
1999 - стипендия Министерства культуры земли Шлезвиг-Гольштейн (замок
Зальцау) Германия. Проведение творческого семинара со студентами
Mutesius- Schule (Высшая школа искусств) г.Киль (Германия).
Основные выставки:
1983 - коллективная выставка совместно с А. Ройтером и Г. Литичевским
(Москва)
1987 - коллективная выставка московских художников
1991 - Галерея А 16 (Цюрих) "Das Maedchen und die Zitrone" совместно
с Юрием Соболевым. Объекты, картины, рисунки.
1992 - галерея "Zur alten deutscher Schule" ( г,Тун,Швейцария).
"Die Zitronengeshichten"- картины-объекты и акварели.
1993 - Галерея Saagers (Цюрих). "Foegelgeschichten" - акварели и
объекты.
1993 - "Дон Жуан и другие истории" выставка на Международном фестивале
КУКART - I (Царское Село) ноябрь 1996 - "Запасный выход" "TV - галерея"
(Москва)
июнь 1997 - Международный фестиваль "КУКАРТ-III", Запасной Дворец,
Царское Село
август 1997 - "Чур, на новенького!", Запасной дворец, Царское Село
декабрь 1997 - Международная художественная ярмарка Арт-Манеж, Манеж,
Москва, некоммерческая программа, документация работ группы "Запасный
выход"
январь 1998 - "Радиотеатр"(видеоинсталляция), галерея "Spider @
Mouse", Москва
март 1998 - Международная художественная ярмарка "Арт-МОСКВА", Малый
Манеж, Москва
май 1998 - "ARTGENTA" (видеопрограмма), Стокгольм
май 1998 - "Запрещенные игры", Запасной дворец, Царское Село
июнь 1998 - Международные мастерские Россия + Швейцария "Запасной
выход", Запасной Дворец, Царское Село
июнь 1998 - "Manifesta" Люксенбург, (видиопрограмма)
август 1998 - "Вместо юбилея", Запасной Дворец, Царское Село
ноябрь 1998 - "Запасной выход в Арт коллегии", галерея Арт коллегия,
Санкт - Петербург
март 1999 - "Между небом и землей", галерея Арт коллегия, Санкт
- Петербург
июнь 1999 - Выставка "Запасный выход" на Международном фестивале
"КУКАРТ-IV, Запасной Дворец, Царское село
октябрь 1999 - "Возвращение домой" - культурный центр "Зальцау"
(Германгия)
февраль 2000 - "Возвращение домой", Арт -медиа центр галереи 21,
Пушкинская 10, Санкт - Петербург
май 2000 - "Сны о снах" (видеоинсталляция), "Spider @ Mouse", Москва
июнь 2000 - MEDIA ART FEST, международная выставка видиоарта и современных
медиа-искусств, Манеж, Санкт-Петербург
июль 2000 - "Топография Царского села", Запасной Дворец, Царское
село
март 2001 - "Исе Моногатари" (видиоперформанс и видиоинсталляция
совместно с Владимиром Быстровым). Галерея "Escape", Москва
ноябрь 2001 "Дом", инсталляция, Галерея "Escape", Москва
Работы хранятся в галереях "А 16", "Загерс" (Цюрих), в частных собраниях
России, Германии, Швейцарии, в Музее Современного Искусства "Царицыно"
(Москва) и др.
Инсталляции и перформансы:
24 июля 1996 - "Прыжок лягушки-1", видеоинсталляция
27 ноября 1996 - "Прыжок лягушки -1", видеоинсталляция
3 марта 1997 - "Свойства холодного", перформанс
22 июня 1997 - "Для Марии Николаевны", видеоинсталляция
24 августа 1997 - "Прыжок лягушки - 2", фотоинсталляция
9 января 1998 - "Радиотеатр", видеоинсталляция
5 марта 1998 - "Сны Веры Павловны. Ускользание А..."
17 мая 1998 - "Поиски совершенства", видеоинсталляция
22 июня 1998 - "Поиски совершенства", видеоинсталляция
22 августа 1998 -"Маленькая ночная серенада"" ("Eine kleine Nachtmusik")
5 ноября 1998 - "Маленькая ночная серенада"" ("Eine kleine Nachtmusik")
10 ноября 1998 - "Для Марии Николаевны", видеоинсталляция
28 марта 1999 - "Границы дозволенного",слайдинсталляция
23 июня 1999 - "Границы дозволенного",слайдинсталляция
октябрь 1999 - "Прощание", перформанс
февраль 2000 - "Дневники наблюдений", видеоинсталляция
май 2000 - "Сны о снах", видеоинсталляция
июль 2000 - "Царское село", видеоинсталляция
март 2001 - "Исе Моногатари" (видиоперформанс и видиоинсталляция
совместно с Владимиром Быстровым
ноябрь 2001 "Дом", инсталляция
За последние два года имела публикации в журналах: "Художественный
журнал", "Итоги", "Эксперт", "Вечерняя Москва", "ART CHRONIKA",
газетах "Коммерсант", "Санкт-Петербургские Ведомости" и др.
|
|
|