|
|
|
"Архив"
Людмила Белова (Санкт-Петербург),
галерея ESCAPE, Москва
В основе нового проекта Людмилы Беловой лежит серия фотографий
старых петербургских парадных. Фотографии были отсняты по заказу
какой-то строительной компании в прикладных целях и попали в руки
художницы случайным образом. Сам факт переноса технической (в
данном случае - фотографической) информации в эстетическое поле,
а также серийный принцип организации этой информации напоминают
концептуально-минималистическую традицию.
В том же духе оформлены и сами работы - дюжина совершенно одинаковых
белых ящиков с встроенными в переднюю стенку дверными глазками,
сквозь которые мы и видим интерьеры парадных. Эти глазки сильно
ограничивают поле зрения, а главное - стушевывают края снимков,
суггестируя тем самым продолжение иллюзорного пространства за
пределы поля видимости.
Разумеется, ничто не мешает нам убедиться в обратном: для этого
достаточно осмотреть ящик снаружи, исследовать его полупрозрачные
боковые грани, пропускающие дневной свет, убедиться в его геометрической
компактности и завершенности. Но эта "внешняя" точка зрения как
бы прилагается к внутренней иллюзии, не смешиваясь с ней и не
затрагивая ее по сути. Мы не в состоянии приблизиться к фотографии
(как, впрочем, не в состоянии и отойти от нее) и, при ее содействии
- к самому объекту съемки, несмотря на то, что она и так максимально
приближена к нашему глазу.
Мы не в состоянии точно идентифицировать снимок, определить его
пространственные границы. Мы словно лишаемся по праву причитающейся
нам свободы обращения с (фото)объектом, подчиняясь заранее заданной
точке зрения. Ведь цель фотографии, как постулировал Беньямин
- выделять объект из его естественного контекста и приближать
его к нам, разрушая тем самым первоначальную дистанцию. Но, как
выясняется, чрезмерное приближение чревато "возвращением" дистанции.
Как известно, эту дистанцию Беньямин назвал аурой предмета. Замечательно
то, что "аура" в проекте Людмилы Беловой получает не столько визуальное,
сколько звуковое воплощение: заглядывая в ящики, мы одновременно
слушаем аудиозапись разнообразных шумов. В основном это звуки
шагов на лестнице, голоса - и вдруг в этом более или менее однородном
ряду звучит вороний грай, сопровождающий изображение открытой
входной двери. Этот образ и в особенности этот звук как бы уводят
нас за пределы видимого. Это напоминает мне аргумент Юрия Тынянова,
выдвинутый им против звукового кино. Для Тынянова совпадение звука
и изображения было настоящим грехопадением кинематографа. Так
называемое немое кино, говорил он, вовсе не означает отсутствие
звукового ряда. Оно лишь отделяет его от образа: звук в кино -
это музыка, как бы аккумулирующая в себе голоса персонажей и шум
окружающего мира; ее связь с визуальностью носит не буквальный,
иллюстративный, а опосредованный, метафорический - если угодно,
дистанцированный - характер.
Приникая к дверному глазку и слушая далекие звуки, мы невольно
восстанавливаем эту дистанцию, балансируя на грани присутствия
и отсутствия, видимого и невидимого. Образ здесь - и в то же время
доносится до нас из какой-то дали - как шум моря, заключенный
в раковине.
Андрей Фоменко
БЕЛОВА ЛЮДМИЛА
Родилась в 1960 г. на Камчатке.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.
1980-окончила Абрамцевское художественно-промышленное училище.
1991-вступила в Союз художников России.
Избранные выставки:
1994-"Евроскульптура-94",Международный скульптурный симпозиум,
г.Каре, Британь, Франция.
1994-Симпозиум, выставка "Знак в ландшафте", Литцен, Берлин, КультурБрауери,
Германия
1997-"Frauen perspektiven", международнaя выставка, Еv.Stadtkirche,
Карсруе.,Германия.
1998-Художественная акция "Плот-98", Шувалово-Озерки,С.Петербург,Россия.
1998-Выставка российских художников,Кунстлерхаус,Солотурн, Швейцария.
1998-Международная акция "Art sans fin", Гренхен, Швейцария.
1999-"Красота и Свежесть", Арт коллегия, С.Петербург,Россия
1999-выставка российских художников,Nederbip,Швейцария.
1999-"Времен связующая нить", Русский музей, центр музейной педагогики,
С. Петербург, Россия.
2000-номинант конкурса "International media \ art award", ZKM,
Карсруе, Германия.
2000-" Огурцы"-выставка фотонаблюдений, "Арт-коллегия",С.Петербург,Россия.
2000-" МедиаАртФест", ЦВЗ Манеж, С.. Петербург,Россия.
2000-"Emplacements-Новая Голландия", С. .Петербург, Россия.
2001- " Виртуальные игры", Последний Дворец, С.Петербург
2001-" Art Boat"- Челси, Нью-Йорк
2001-" Медиа Арт и масс медиа"-музей нонконформистского искусства,
Пушкинская-10, С.Петербург
2001- "Медиапривет"-Мраморный дворец, Русский музей, С.Петербург.
2001-" Абстракция в России. 20 век", " Движущиеся объекты", Мраморный
дворец.СПБ.
2002-"Книга художника"-Музей Анны ахматовой, С.Петербург, Россия
2002 "Естество" , выставка современного искусства Санкт петербурга,
Музей современного искусства, Раума, Финляндия.
2002-"Сад скульптуры и отдыха", Музей Анны Ахматовой , С. Петербург
2002- " Архив" , галерея "Navicula artis', С. Петерсбург
Адреса в интернете:
http://www.russkialbum.ru/r/catalog/other/pers147.shtml,
(the 50 Best 2000)
|
|