Современному искусству как воздух нужен танец
Подлинность, открытость, сосредоточенность – всё это сохранилось только в театральном перформансе
Андрей Андрианов и Анна Гарафеева в перформансе «Лестница в небо». Актовый Зал, Москва, май 2008
На этот счет существует множество мнений (вот некоторые из них). Посетив довольно много перформансных фестивалей, я бы рискнула добавить к списку определений сущности перформанса такое забытое слово, как «аутентичность». Правда, это нелегко сделать после Розалинды Краусс, разоблачившей миф о подлинности авангарда и спонтанности жеста. Тем более невозможным кажется использование сегодня слова «искренность», вызывающего стойкие ассоциации с последователями Евгения Гришковца.
Анна Гарафеева в перформансе «Лестница в небо». Актовый Зал, Москва, май 2008
Р’Рѕ РјРЅРѕРіРѕРј это оказалось возможным благодаря широкому распространению таких интернациональных практик, как аутентичное движение (РѕРґРЅРё участники медитативно двигаются СЃ завязанными глазами, РґСЂСѓРіРёРµ Р·Р° РЅРёРјРё наблюдают), СЏРїРѕРЅСЃРєРёР№ танец буто Рё особенно контактная импровизация (далее РљР). РћРЅР° считается РѕРґРЅРёРј РёР· самых распространенных языков современного танца, являясь для РјРЅРѕРіРёС… также стилем жизни Рё РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ практикой.
Мир КР— это отдельная планета со своими законами, а также журналами и фестивалями. Прочесть интервью со Стивом Пэкстоном, основавшим это направление в 1972 году, можно здесь. В прессе КРиногда называют «арт-спортом», но это не совсем точно: ее приверженцам как никому чужда идея соревновательности. Скорее это особый образ мышления, утопическая попытка идеальной коммуникации, встречи с Другим.
Андрей Андрианов в перформансе «Лестница в небо». Актовый Зал, Москва, май 2008
РС… сообщество кажется намного более открытым Рё доброжелательно настроенным Рє новичкам, чем РјРёСЂ актуального искусства: например, присоединиться Рє контактному «джему» может любой желающий. РЇ лично знаю людей, нашедших себя РІ этой практике, — РёС… жизнь Рё облик РІ С…РѕРґРµ занятий КРпросто РЅР° глазах изменились.
Самые изысканные эстеты РІ области танцевального перформанса занимаются пришедшим РёР· РЇРїРѕРЅРёРё буто — «танцем темноты» или даже «живых мертвецов». Рто тоже целая философия Рё довольно экстремальный опыт. Классика жанра: висящие над РіРѕСЂРѕРґРѕРј РІРЅРёР· головой обнаженные люди, выкрашенные белой краской, РїСЂРё этом очень медленно, вычурно Рё угловато двигающиеся.
Андрей Андрианов и Анна Гарафеева в перформансе «Лестница в небо». Актовый Зал, Москва, май 2008
Между тем у современного визуального и танцевального искусства много общего, их вполне можно считать родственниками с одними и теми же прародителями. Ведь, например, один из основателей современного танца Мерс Каннингем был соратником Джона Кейджа, на практику буто повлиял дадаизм, а Пину Бауш без преувеличения можно назвать королевой и «бабушкой» жанра перформанса всех времен и народов (самую известную ее работу можно посмотреть здесь).
Несмотря на кажущуюся неинтеллектуальность и недискурсивность танцевальных практик, танцперформеры проявляют, по моим наблюдениям, большой интерес к миру изобразительного искусства и перформанса. Они как губка впитывают новые для себя идеи, визуальные находки и активно используют их в своих проектах, организуя такие фестивали, как «Слово и тело», «Кинотанец» (СПб.), «Корч» (Ярославль). О последнем я писала здесь.
Андрей Андрианов и Анна Гарафеева в перформансе «Лестница в небо». Актовый Зал, Москва, май 2008
Танцперформеры дают нам хороший пример РЅРµ только междисциплинарной открытости, РЅРѕ прежде всего профессиональной экологии — опыта возвращения Рє себе, обретения точки внутреннего отсчета, которая РІ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ арт-среде, похоже, утеряна. Вышеупомянутые двигательные Рё телесные практики введены РІ большинстве международных школ современного танца, Р° также РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… западных перформансных школах. (Марина Абрамович, как известно, СѓРІРѕР·РёС‚ СЃРІРѕРёС… студентов РЅР° неделю РІ лес, РіРґРµ РѕРЅРё голодают, молчат Рё думают РѕР± искусстве.) Р’ нашей стране методологически близкая форма обучения художников практиковалась, насколько РјРЅРµ известно, только РІРѕ второй половине 90-С… РІ Царскосельской школе Юрия Соболева РїСЂРё В«Рнтерстудио», Рѕ которой СЏ писала здесь. РќРµ РїРѕСЂР° ли уже СЃРЅРѕРІР° ввести подобные практики РІ современных СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС… арт-школах?
Другие колонки Лизы Морозовой:
Чем школа дураков лучше школы уродов, 28.04.2009
Повторить подвиг — тоже подвиг? 16.03.2009
Спасет ли «дурилка картонная» от кризиса? 02.02.2009
КомментарииВсего:2
-
По этой теме еще вспоминается Sasha Waltz
-
http://www.youtube.com/watch?v=NJXjyMIroBk
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Рсигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3016961
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 1833044
- 3. Норильск. Май 1243693
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 886488
- 5. Закоротило 808604
- 6. Не может прожить без ирисок 735612
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 721606
- 8. Коблы и малолетки 710442
- 9. Затворник. Но пятипалый 429834
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 374391
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 345780
- 12. Винтаж на Болотной 319148