|
|
|
"Stem
by stem "
мультимедийный проект. Ravenscourt Galleries,
Международная Ярмарка "Арт-Москва", ЦДХ, Москва;
Каждое новое произведение искусства имеет
в своем бэкграунде вольное или невольное погружение в историю
культуры и искусства. Тем более рассказ об усекновении головы
не может обойтись без многочисленных исторических реминисценций.
Новый проект Программы ЕSCAPE «Stem by Stem» - не исключение.
Внимательный зритель вспомнит все возможные канонические сюжеты,
где великие мастера ушедших эпох делали главным героем своих произведений
не праведного мученика и даже не жестокого убийцу, - героем, а
вернее, героиней этих работ становилась шея. Подчиняясь воле художника,
зритель испытывал разнообразные эмоции - от драматической аффектации
до вполне элегического созерцания. Вся эта гамма чувств может
быть перенесена и на проект «Stem by Stem». Но чем эстетская,
выстроенная по законам современного искусства бело-зеленая инсталляция
может вызвать драматическую аффектацию? На первый взгляд,- ничем,
только элегическое созерцание.
Роскошные студийные гламурные фотографии, оригинальный объект,
стильное видео, - все прекрасно, совершенно и закончено, все настраивает
на медитативный лад и взывает к любителям эстетического гурманства.
Но художники Программы ЕSCAPE (Валерий Айзенберг, Антон Литвин,
Лиза Морозова) работают в актуальном пространстве и, как бы не
хотелось остаться в культурологическом вакууме, надо возвращаться
в день сегодняшний
Жестокость художников, отрубающих головку цветка – очевидна, здесь
ничего не скрывается, все отснято на видео. Но если немного вспомнить
ботанику, то после усекновения головок тюльпанов, остаются стебли,
которые могут жить, - именно они увековечены художниками на «гламурных»
фотографиях. Прием макрофотосъемки не сразу раскрывает зрителю
замысел художников, а многократное увеличение срезов стеблей тюльпана
все-таки навевает исторические реминисценции, как бы мы не пытались
о них забыть. Как и безвинно отсеченные головки тюльпанов, которые
художники старательно воспроизводят в маленьких гипсовых бутончиках,
составляющих объект. Гламур оказывается маской, показная красота
– ширмой, а жестокостью поверяются границы искусства.
Увядший или обезглавленный цветок не имеет цены, но тот же цветок,
прошедший ритуальную инициацию в руках художника, становится произведением
искусства, предметом восхищения, любования, - предметом, получающим
свою цену. «Прибавочная стоимость» искусства увеличивает реальную
цену цветка в тысячи раз. Получается что, и гламурность, и видимая
жестокость, и ощущение «драматической аффектации» обманчивы. За
всеми этими масками скрывается иронический жест художников, которые
в отличие от аффектированных зрителей, помнят, что цветок жив,
пока жива его луковка. Вот так, и «овцы целы, и волки сыты» -
никто не погибает, искусство обогащается прекрасными произведениями.
Художники Программы ЕSCAPE остаются верными себе. Что же делать
зрителю? Быть бдительным и, не поддаваясь, внешнему обольщению
гламуром, постепенно проникнуть в суть проекта.
Как? Шаг за шагом (step by step), вернее Stem by Stem.
Анна Романова
Галеристы и куратор проекта
«RAVENSCOURT GALLERIES» (impressionist&modern
art) существует с 2001 года. На протяжении этого времени стратегия
галереи была обращена к антиквариату; работая с частными коллекциями
и выполняя индивидуальные заказы, галерея предлагала российскому
арт-рынку произведения модернизма - импрессионистов и ранних кубистов.
Именно с работами Аndre Derain, Dunoyer de Segonzac, Louis Valtat,
Maximilien Luce и другими художниками Галерея была представлена
широкому зрителю на весеннем Антикварном салоне 2006 года. Стенд
«RAVENSCOURT GALLERIES» пользовался большим вниманием публики
и был отмечен прессой, которая обратила внимание на оригинальные
концептуальную и коммерческую составляющую стратегии галереи,
которая заключалась в возрождение интереса к коллекционированию
произведений классического модернизма.
Но «галерейность», заложенная в нашем названии уже изначально,
предполагает вариативность стратегий и, начиная с 2006 года, «RAVENSCOURT
GALLERIES» открывает галерею актуального искусства. Специально
для «Арт-Москвы»-2006 «RAVENSCOURT GALLERIES» представляет проект
Программы ESCAPE - «Stem by Stem».
Программа ЕSCAPE (Валерий Айзенберг, Антон Литвин, Лиза Морозова)
впервые выходит на арт-ярмарку в сотрудничестве с профессиональной
галереей. Отчасти это связано с тем, что после выступления на
Венецианской биеннале художникам сложно вернуться к прежнему типу
существования кураторов-галеристов-художников. Изначально позиционирующие
себя как аутсайдеры в арт-системе, в Венеции группа как бы примерила
на себя маски героев-победителей, поднявшихся на Художественный
Олимп. Вместе с тем, ESCAPE иронично относится к своему звездному
статусу, что и находит свое отражение в проекте для «Арт-Москвы».
Выдержки из прессы:
«На экране безупречно красивая картинка:
крупным планом смотрит на зрителя белая головка тюльпана. Странный
звук удара. Головка скатывается вниз, и на сруб кладется другой
цветок. Не сразу доходит, что перед нами - род гильотины. А мерный
ритм ударов топора отнюдь не метрономом задан. На фотографиях
рядом - увеличенные кадры обрубленных стеблей. А сверху - гирлянда
гипсовых бутончиков: то ли памятник погибшим надеждам, то ли,
напротив, намек на вечную жизнь прекрасного. Лиза Морозова, один
из авторов проекта, замечает, что он посвящен критике арт-системы:
"Лично для меня это горькое признание того, что, двигаясь
step by step, то есть шаг за шагом, мы тем большим жертвуем, чем
выше поднимаемся. Это грустная и жесткая работа. Арт-секира рубит
головы прекрасным цветкам. Мы ее сделали специально для "Арт-Москвы".
Нынешняя ярмарка запредельно коммерческая". Тем не менее
пощечина общественному вкусу от группы ESCAPE прозвучала так негромко
и элегантно, что напомнила выверенный театральный жест. Который,
разумеется, имеет свою цену...»
"Видеопрокат N 1", Ж. Васильева,
"Итоги"№21 (519), 20-23.05.06
Работа над проектом:
|
|