«4/4»
мультимедийный проект. Государственный Центр
Современного Искусства, Москва;
Авторский текст к выставке
ESCAPE сегодня - это коллективное тело, единый
организм, внутри которого каждый сохраняет автономность и личную
индивидуальность. Мы уверены, что сочетание именно этих четырех
автономных личностей абсолютно уникально, как и вклад каждого.
Художественный процесс обладает для нас самостоятельной
ценностью. Но он неизбежно порождает художественный продукт, а
тот, в свою очередь, порождает рынок искусства, который лишает
художника независимости. Таким образом, мы сами создаем свои оковы.
Поэтому для нас важен не продукт художника, а его жест. Только
усилие, не направленное на прагматическую цель, обладает для нас
непреходящей ценностью. Только настоящее для нас актуально.
Архив - идеальный образ художественного продукта – обращен в прошлое.
Он умертвляет живой ток творчества и создает чувство ложной значимости.
Поэтому он должен быть уничтожен. Подчеркивая таким образом бессмысленность
наших жестов, мы подчеркиваем абсолютную ценность бескорыстного
человеческого усилия, которое и есть для нас искусство.
Тема коллективности – одна из центральных
в творчестве ESCAPE - последовательно разрабатывалась в проектах
"XI.IX", "Beauty Free"(2002), "Quartette"(2003), "Quarter’onka"(2003).,
"Vertigo"(2004), тесно связанных также с проблемами адекватной
коммуникации, человеческого одиночества и взаимного отчуждения.
Проект «4/4» продолжает анализ группы как феномена и моделирует
групповой творческий процесс. На каждом из 4х мониторов одним
из участников ESCAPE совершаются обыденные, но вместе с тем странные
действия. Однако одновременные усилия трех участников не имеют
результата до тех пор, пока к работе не подключится четвертый.
Его участие замыкает цепь событий и приводит систему в динамику.
Возникает творческий продукт – архив, который тут же подлежит
уничтожению.
Пресс-релиз
Выставка "4/4" приурочена к 5-летию группы.
Проект "4/4" группы Escape принадлежит к традиции "коллективных
действий", где художественное поведение отдельной творческой личности
рассматривается в рамках целостного организма.
Теория коллективного артистического поступка
непрерывно разрабатывается группой Escape, начиная с 2002 года.
В этом проекте участники акции присутствуют виртуально, на экранах
четырех мониторов, осуществляя обыденные действия. Парадоксальность
поведения четвертого участника – как выпадение из ряда – формирует
новый цикл инсталляции, завершающийся художественным продуктом-архивом.
Функциональность архива в проекте оказывается "пустым" действием
и впоследствии подлежит самоуничтожению.
Предметом архива в проекте "4/4" являются
тексты одного из участников Escape – Валерия Айзенберга, где анализируется
личная жизнь каждого члена группы.
|