|
|
|
"Monstruation-2"
Инсталляция. Форум художественных инициатив, Малый Манеж, Москва
В
основе этой работы лежит воспоминание о двух текстах, причем воспоминание
весьма смутное, всплывшее откуда-то из глубины памяти одно из нас.
А это значит, что для трех других это воспоминание даже не личное.
Но в том-то и дело, что на сегодняшний день ESCAPE - это какое-то
странное четырехголовое существо, которое само не знает точно, где
кончается у него один член
и начинается другой.
Так вот, речь идет, во-первых, о тексте Фрейда "Достоевский
и отцеубийство". Фрейд, исследуя роман "Игрок", а
также одну небольшую новеллу Томаса Манна, находит взаимосвязь между
игрой в рулетку, игрой на рояле и мастурбацией. Игра есть сублимированное
желание. Ребенок сначала играет, но когда становится взрослым, заменяет
игру сексом или… искусством.
Происхождение второго текста вспомнить не удалось. Но в нем сообщалось,
что дамы викторианской эпохи из целомудрия надевали на ножки рояля
кукольные платьица.
Таким образом возник образ, соединяющий эти две идеи - стыдливый рояль,
превращающийся в рулетку с ножками, одетыми в крохотные юбочки.
Этакий сюрреалистический кентавр, увенчанный головой-монитором.
Можно спросить, какие цели мы ставили, работая над этим проектом
- украшение? Изменение? Исследование?
Нам кажется, что все эти цели для искусства в современной ситуации
отыграны.
Более того, само существование искусства на сегодняшний день проблематично.
Мир становится все более и более рациональным. Из него вытесняются
страдание, смерть, все иррациональное. Искусство - один из последних
бастионов, где еще осталось место для этого. Последнее наше прибежище
- иррациональное, и в этом еще одна причина того, почему мы хотим
уйти от определений нашего творчества.
Другими
словами, нам представляется, что художественный жест самодостаточен,
и художнику не требуется находить оправдание собственному существованию,
прикидываясь исследователем, социальным дизайнером или революционером.
Искусство революционно само по себе, ибо несет в себе семя любой
революции - иррациональность.
Однако это не означает, что наши жесты лишены жесткого фундамента.
Напротив, свобода - другое имя иррационально - возможна лишь там,
где заданы четкие правила.
Отправной точкой многих наших проектов был и остается контекст,
хотя возможно, настанет момент, когда мы и от него откажемся.
Вряд
ли, создавая специальный проект для выставки в Баден-Бадене, возможно
полностью исключить тот бэкграунд, который заключает в себе аура
этого города для русской культуры. Понятно, что фамилия Достоевского
всплывает здесь далеко не случайно.
Впрочем, справедливости ради следует сказать, что еще в прошлом
году (2003) программа готовила крупный проект по роману "Идиот",
от которого все-таки пока решила отказаться. Но было бы неверно
рассматривать проект "Monstruation" как иллюстрацию к
повести "Игрок". Неслучайно мы рассматриваем Достоевского
не непосредственно, а через Фрейда, то есть, призму западного восприятия.
Как бы то ни было, любой культурный текст, будь то Достоевский,
Фрейд или кто-либо другой, является для ESCAPE лишь отправным импульсом,
который будет похоронен в недрах работы, а это значит, что проект
может с равным успехом быть экспонирован где угодно.
|
|