"Художник, погибший в результате взрыва накануне вернисажа",
инсталляция. Международная ярмарка "Арт-Москва". ЦДХ, Москва


12 октября 1654 года в 10.15 три мощных взрыва потрясли город Дельфт, знаменитый город художников, из которого вышел сам великий Вермеер.

Взорвавшийся без всякой видимой причины пороховой склад разрушил треть города. Дома и храмы горели два дня. Два дня канал Ауде Дельфт отражал зарево пожара. Было много жертв. Трое из погибших - художники. Их звали ван Эстер, Франс Пек и ученик Рембрандта Карель Фабрициус.

Позже возникла легенда, которую упоминает Питер Гринуэй в своей лекции "Пять голландских фильмов, поставленных в воображении" (г. Утрехт, 1988).
Согласно этой легенде, трагическое событие печальным и страшным образом было подготовлено самими художниками. С целью устранения конкурентов, но главное -стимуляции художественного рынка.

Оставшиеся в живых художники Дельфта, не теряя времени, стали крупно зарабатывать на изображении сцен взрыва.

Каковы же выводы, к которым мы можем прийти на основании этой легенды?

Первое - художественный рынок, как рынок символический есть праобраз всякого другого рынка. И становится ясно, что рынок нуждается в трагедии.

Второе - художник безответственным отношением к собственному творчеству способствует производству трагедии, но и сам становится ее жертвой.

Это имеет прямое отношение к актуальной ситуации.

Мы должны признать, что взрывы, которые гремят в наших городах, выгодны власти, капиталу, обществу…

И еще мы должны признать также и то, что сами, несем ответственность за происходящее.

История | Проекты | Галерея | Участники | Пресса | Контакты