|
|
|
"Квартеронка",
инсталляция. Выставка "Смотровая площадка",
ЦДХ, Москва
Программа
ESCAPE возникла в 1999 году. Первоначальная стратегия программы
базировалась на эстетике апт-арта (apartment art), выработанной
московским подпольным искусством в начале 80-х годов. Парадоксальность
и одновременно эффективность подобной стратегии заключалась в применении
принципов андерграунда к условиям политической свободы.
Одновременно ESCAPE, по мысли А. Панова, была занята выстраиванием
новых, очень личных, взаимоотношений со зрителем, ситуаций, при
которых грань между созерцанием произведения, чаепитием в галерее
или игрой с посетителем в футбол полностью стиралась. Можно сказать,
что программу, начиная с ее возникновения, всегда и интересовал
только персонифицированный индивидуум.
Такая
стратегия неизбежно требует создания внутри группы специфического
медиатора или медиума, входящего в личный контакт со зрителем и
зримо воплощающий главные интенции программы.
Роль медиатора принадлежит члену программы художнице Лизе Морозовой.
Это не случайно. Еще до начала работы в программе ESCAPE Лиза получила
известность как один из наиболее интересных перфомансистов московской
художественной сцены.
Именно опыт работы в этом жанре позволяет Морозовой находится на
авансцене большинства проектов программы, в то время когда остальные
участники предпочитают оставаться в тени.
Однако
не менее важно подчеркнуть, что Лиза - единственная женщина в группе.
Если вспомнить, что эстетика ESCAPE корнями уходит в аптарт, а женщина,
согласно традиционной мифологеме, есть "хранительница очага", становится
понятно, что роль Морозовой в программе весьма специфична.
Специфична и ... одновременно двусмысленна. Ведь в роли медиума
Лиза как бы перестает быть полноценным автором проектов ESCAPE.
Напротив, она как бы сама превращается в объект искусства и получает
равные права с любым другим объектом, созданным программой. В этом
смысле, судьба Морозовой в ESCAPE оказывается типичной судьбой женщины
в постсоветском обществе.
Более
того, именно двойственный статус Лизы Морозовой, позволяет рассматривать
стратегию программы под новым неожиданным углом зрения.
При этом образ женщины в деятельности программы претерпевает динамические
изменения. В ранних "протопроектах" ESCAPE Лиза оказывается в роли
типичной женщины-фетиша, женщины-сексуального объекта, ее возят
на тележке по рельсам - (проект "Все, что вы могли увидеть..."),
или она крутит педали велотренажера "Казанова" (проект "Лиза и мертвые").
Но постепенно ее образ начинает приобретать иные черты. Переломным
в этом смысле можно считать ее работу "С пола на стол" (часть проекта
"Следы среднего класса"). Окончательная трансформация происходит
в последнем проекте ESCAPE "Куда дует ветер", где, вопреки казалось
бы, незыблемым установкам, главным действующим лицом перформанса
стала не Лиза, а профессиональная стриптизерша. Подобная метаморфоза
не есть, конечно, умаление роли Лизы
Морозовой, но знаменует собой как бы новый ее статус - инициацию.
Вопрос лишь в том, как отреагируют на это остальные члены программы.
Инсталляция "Квартеронка", с одной стороны, - миниретроспекция ESCAPE,
но одновременно - отражение нового положения дел в группе, положения,
которое не может пройти абсолютно безболезненно. Если обычно ESCAPE
демонстрировала свою открытость и дружелюбность, то на этот раз
зритель оказывается в незавидном положении гостя, заставшего семейный
скандал с битьем посуды и вытаскиванием (почти буквальном) грязного
белья (объектов предыдущих инсталляций).
Впрочем, как известно, в семейных скандалах всегда побеждает женщина.
|
|
|