"Quartett"
Видеоинсталляция, Выставка "Рай в бункере",
бункер под Александерплац, Берлин



Короткий, элегантный этюд, грустный и остроумный; история про жизнь и про тщетность человеческих усилий.


"Актуальный консенсус",
Екатерина Деготь, "Искусство", май-июнь 2003.


Пластический зазор между "слышимым и кажимым" проинтонирован феноменально. Порхающие и замирающие в воздухе смычки музыкантов -- это те самые складки, сквозь которые у Лейбница-Делеза скользит свет смысла во тьме бессмыслия. Чтобы его обнаружить, от сидящего в кресле зрителя и слушателя требуется сочувствие, то есть чуткость. Старомодное по нынешним временам понятие.


"Несвоевременные итоги "Мастерской Арт-Москвы",
Сергей Хачатуров, "Время новостей", 05.05.03.



КВАРТЕТ В РАЮ

Анастасия Митюшина

Программа Escape (Валерий Айзенберг, Антон Литвин, Богдан Мамонов, Лиза Морозова), образованная в 1999 году, - одно из самых своеобразных и оригинальных объединений на московской художественной сцене. Каждый из участников Escape ведет довольно активную самостоятельную деятельность на арт- поле, реализуясь как художник, куратор, критик, дизайнер. Тем не менее, участники не отказываются от коллективного волеизъявления. Так как коллективность - приемлемая форма для мощной демонстрации собственных принципов, отличных от законов сложившейся арт-системы. В большинстве своих произведений Escape анализирует и критикует переставшую развиваться арт-систему и порождаемое ею искусство, ища альтернативу.

В проекте Квартет эскейповцы разоблачают популярный глобалистский миф, в основе которого лежит представление о возможности слияния человечества в некой тотальной коммуникации. Они предлагают новый взгляд на проблему взаимодействия культур, возможности адекватной коммуникации между Западом и Востоком.

Несомненно, мы видим в Другом прежде всего себя самого. Поэтому культура, вопреки распространенному мнению, не столько играет роль посредника в коммуникации, сколько является препятствием. Понимание возможно только через индивидуальное сверхусилие, которое и должен сделать зритель. Задача Escape - активизировать пристальное внимание отдельного зрителя. В данном проекте зрительская отдача требуется по максимуму.

Адекватно воспринять работу может лишь человек, способный уловить разницу между исполнением и звучанием - отличить Бетховена от Шостаковича, сравнивая изображение и звуковой ряд. Именно в этом зазоре и существует, собственно, искусство.

Что касается остальных зрителей, то у них всегда есть возможность просто послушать хорошую музыку.

Именно на индивидуальном сверхусилии, которое является залогом настоящего понимания, строится "Рай" под Александрплатц. Сетевой характер сообщения кураторов и художников из разных стран, открытые коллективные дискуссии обеспечивают возможность лучшего понимания. Так происходит преодоление барьеров, национальных, институциональных, тематических. Рождается альтернативное искусство, искусство будущего. Однако альтернативный подход, нуждаясь в долгосрочной апробации, отличим по своему произведению не сразу. Исходя из этого, небесполезно этот подход обозначить, продемонстрировав его сам по себе. Вот почему "Квартет", задуманный еще в 1999 году и созданный в 2003 для Мастерских Арт-Москвы, оказывается в "Раю".






        
История | Проекты | Галерея | Участники | Пресса | Контакты