|
|
|
"Зверев
и Чирик", Б.
Мамонов,
инсталляция и перформанс, Зверевский Центр, Москва.
Пресса:
Искусство… играть в футбол
Богдан
Мамонов (выставка "Зверев и Чирик", Зверевский Центр) задался вопросом
- как представить Анатолия Зверева, незримого покровителя этого
места, по-настоящему актуальным художником рубежа тысячелетий? Для
этого надо поставить его в один ряд не с Ван Гогом или Поллоком,
что обычно и делали искусствоведы, а с художниками-перформанстами
конца века, (к которым, кстати, относится и сам Богдан Мамонов,
известный не только своей тонкой и профессиональной живописью, но
и радикальными акциями и перформансами, которые он начал делать
с Бренером еще в начале 90х). Наряду с видеоинсталляцией Мамонова
и работами самого Зверева на выставке будут представлены подлинные
тексты последнего, например: "Старик, искусство - ты сам, вот ты
живешь - ты искусство". Как выяснилось при работе над текстами,
Зверев очень любил футбол, и даже утверждал. что именно этой игре
обязана своим появлением его живопись. Следуя заданной логике, увлечение
Зверева футболом также является частью искусства. Поэтому вторым
(а точнее, уже третьим) героем выставки стал культовый футболист
80-х годов Федор Черенков (Чирик), также как и Зверев, отмеченный
"священным безумием" гения. Богдан Мамонов, как оказалось, тоже
весьма неравнодушен к этому виду спорта - на вернисаже все желающие
смогут в этом убедиться, непосредственно приняв участие в футбольном
матче "Мамонов - зрители".
P.S. Надо добавить, что эта выставка - "программная". С нее, вероятно,
начнется принципиально новый период существования Зверевского Центр:
совсем недавно Богдан стал также его куратором и предложил свою
программу выставок на весь сезон в содружестве с другими альтернативными
галереями ("Escape", "Spider@Mouse").
Елизавета Морозова
28.11.00.-18.12.00. "Зверев и Чирик", Богдан Мамонов, Зверевский
Центр, Москва
Выставка
"Зверев и Чирик" Богдана Мамонова, проходившая в Зверевском Центре,
удивляет той виртуозной раскованностью, с которой художник извлекает
из нафталина истории когда-то культовых, но сегодня мало кому интересных
персонажей и делает их актуальными с помощью оригинально найденного
пластического и концептуального хода. Красные вывески с изречениями
Зверева (например, знаменитое "Старик, искусство - ты сам, вот ты
живешь - ты искусство"), ксероксы его графики, расклеенные по стенам
галереи, выглядят очень убедительно и даже модно. Само выставочное
пространство было умело инсталлировано под футбольную площадку,
где автор проекта, переодетый в спортивную форму, увлеченно играл
в футбол со зрителями.
Эта выставка входит в ряд проектов, осуществленных в рамках программы
"ESСAPE" и связанных с попыткой пересмотра истории искусств. (Живые
и мертвые", "Лиза и мертвые").
С чем связано это маниакальное желание переписать прошлое? Возможно
с тем, что современный художник находит легитимность своей деятельности
не в великих шедеврах "мастеров кисти и резца", а скорее в безумных
жестах исторических чудаков, чьи деяния были зафиксированы культурой,
но не могли быть ею маркированы и интерпретированы, оставаясь своего
рода "белыми пятнами".
Мы живем в ситуации, когда прежний единый культурный контекст разрушился,
и идет стихийное формирование нового, опора которому находится в
прошлом (ведь это то единственное, что связывает между собой распадающиеся
фрагменты настоящего).
Богдана
Мамонова всегда занимала тема власти, основная прерогатива которой
- право на переписывание истории, на манипуляцию прошлым. Эта тема
была главенствующей в его проекте "Калигула", для выставки "Зверев
и Чирик" она также является основной. Убедить зрителя, что пьяница-художник
на самом деле был левым радикалом, создателем русского перформанса
(еще до КД!), поставить его в один ряд не с Поллоком, (что уже неоднократно
делалось), а скорее с венскими акционистами, при этом используя
весь арсенал средств - от визуальной подачи до теоритического дискурса,
обосновать собственную позицию прямой речью героя (афоризмы), ничего
в ней не нарушив и в то же время полностью поменять акценты - вот
задачи, которые успешно решает Богдан Мамонов.
Важно помнить, что речь не идет о выставке Зверева или Чирика: оба
они - лишь персонажи произведения Б. Мамонова, не более чем мифические
герои. И не важно в данном случае - жили ли они десять лет назад
или тысячу, и на самом ли деле живопись Зверева обязана своим появлением
его увлечению футболом.
Важнее другое: футбол как отрасль культуры, по мнению Мамонова,
своим существованием провоцирует толпу всего мира едва ли не на
самое радикальное сопротивление цивилизации. Ведь ни одна институция,
ни одна идея не порождает столь мощного, абсолютно тотального и
одновременно бессмысленного насилия, как футбол в лице своих болельщиков.
Шизофреник Федор Черенков на поле и параноик Анатолий Зверев, под
влиянием мании преследования перескакивающий во время матча с трибуны
на трибуну - это два полюса, являющиеся идеальной метафорой сегодняшнего
культурного сопротивления. Автор этого проекта создает образ - фигуру
художника, создавшего радикальное "невидимое искусство" и оказавшегося
навсегда не понятым критикой и публикой.
Выставка Богдана Мамонова - успешная акция не только в контексте
программы ESСAPE, но и всей московской художественной жизни. Она
несет на себе отпечаток непосредственности, легкости исполнения,
цельности и выразительности единого артистического жеста.
Лена Ковылина
|
|
|