|
|
|
Мастерская
Арт-Москвы, ЦДХ, Москва
"Quartett"
видеоинсталляция, видеоперформанс
В
последние три года на московской художественной сцене сложилось
новое направление, которое можно назвать последним отблеском авангарда
20-го века. Имеется в виду так называемое нонспектакулярное искусство.
Первой среди московских художников эту практику апробировала программа
"ESCAPE" выставкой "Лиза и мертвые". Но еще раньше, в 1999 году,
группа задумала проект "QUARTETT", осуществленный и представленный
сегодня на Мастерских Арт Москвы.
Для "ESCAPE" нонспектакулярность никогда не была самоцелью, но всегда
-средством, позволяющим высказаться по наиболее актуальным проблемам
современности.
В
проекте "Квартет" затрагивается вопрос взаимодействия культур, возможности
адекватной коммуникации между Западом и Востоком. В основе глобалистского
мифа лежит представление о возможности слияния человечества в некой
тотальной коммуникации. Однако этот миф, при всей его привлекательности,
должен быть подвергнут серьезной критике.
Очевидно, что мы видим в Другом прежде всего себя самого. Поэтому
культура, вопреки распространенному мнению, играет роль не столько
посредника в коммуникации, сколько препятствия. Понимание возможно
лишь через индивидуальное сверхусилие, которое и должен сделать
зритель.
Одной
из генеральных линий творчества "ESCAPE" всегда являлась работа
с отдельным, частным зрителем. В данном проекте этот элемент доведен
до своего предельного выражения.
Адекватно воспринять эту работу может лишь человек, способный уловить
разницу между исполнением и звучанием, ведь именно в этом зазоре
и существует, собственно, искусство.
Что касается остальных зрителей, то у них всегда останется возможность
просто послушать хорошую музыку.
Короткий, элегантный этюд, грустный и остроумный; история
про жизнь и про тщетность человеческих усилий.
"Актуальный консенсус", Екатерина
Деготь, "Искусство", май-июнь 2003.
Пластический зазор между "слышимым и кажимым" проинтонирован феноменально.
Порхающие и замирающие в воздухе смычки музыкантов -- это те самые
складки, сквозь которые у Лейбница-Делеза скользит свет смысла во
тьме бессмыслия. Чтобы его обнаружить, от сидящего в кресле зрителя
и слушателя требуется сочувствие, то есть чуткость. Старомодное
по нынешним временам понятие.
"Несвоевременные итоги "Мастерской Арт-Москвы",
Сергей Хачатуров, "Время новостей", 05.05.03.
…Я
чувствую, что нам давно надо поговорить.
Спрашиваешь, что это даст? Ты прав, я и сам об этом думаю.
Последнее время меня неотступно преследует чувство, что мы совсем
не понимаем друг друга. Жизнь группы длится уже четыре года, но
пропасть, нас разделяющая, только растет. А я-то, глупец, надеялся,
что наше существование, совместный труд есть свидетельство дружбы!
Ты так часто соглашаешься со мной, и мне не составляет труда убедить
тебя в любом решении, любой моей мысли. Но, оказывается, я убеждаю
не тебя, а себя в том, что между нами существует единство. Но ты
не слышишь и не понимаешь меня. Да и кто может понять Другого? Мы
живем при новом чудовищном Вавилоне, когда мысль полностью поглощена
нестерпимым гулом языков.
Я начинаю догадываться, почему ты во всем согласен со мной, дело
даже не в твоем равнодушии, просто в моих словах ты слышишь только
собственную мысль, и этим обрекаешь себя на вечное одиночество.
Слово
"немец" происходит от слова "немой", но было бы правильнее говорить
здесь не о немоте, а о глухоте.
И можно выучить все языки, но в чужих словах все равно услышать
только самих себя, как если бы, наблюдая за концертом Бетховена,
мы слышали Шостаковича.
Бедный я человек, ведь не то думаю, что понимают, и не то слышу,
что мне говорят!
И, может быть, кто-то скажет, что мы были неразлучны: да, телом
и местом, но не душами, которые бесконечно отдалялись друг от друга
в бесконечном и бессмысленном полете.
Пресс-релиз
Поверь статьям своим
Субъективные итоги «Мастерской Арт-Москвы» совпали с объективными
Свершилось нечто сверхъестественное. Наша газета оказалась единственной,
обнародовавшей результаты первого конкурса проектов Contemporary
Art «Мастерская Арт-Москвы» за день до официального объявления решения
жюри. В номере от 5 мая ваш покорный слуга в критическом запале
объявил вотум недоверия жюри арткритиков и выбрал собственного «альтернативного»
победителя выставки, группу Escape.
Напомним, эта группа представила остроумный, филигранный по замыслу
и изящный по исполнению видеоарт под названием «Квартет». Сама группа
Escape существует с 1998 года. Ее основатель -- Валерий Айзенберг,
а участники - Лиза Морозова, Богдан Мамонов и Антон Литвин. Из них
сформирован «Квартет» что надо!
«Эскейповцы» -- это такие артэкологи, они прочищают чердачки сознания
от всяческого рода хлама -- изобразительного, идеологического, языкового.
Что для них эскапизм? Это жест Мопассана, каждый день ходившего
обедать в Эйфелеву башню, которая давила ему на мозги своей пошлостью.
Только внутри нее маркировалось единственное в Париже место тотальной
деконструкции творения Густава Эйфеля. Наш квартет занимается такой
же «нонспектакулярной» (невидимой) деконструкцией всяческих клише,
штампов, трюизмов, что блокируют полноценное и объемное восприятие
жизни. Великолепная четверка вытаскивает, как поется в песенке,
«из мозгов заклепки». И делает это весело и талантливо. Например,
на той же коммерческой «Арт-Москве» устроили стенд, где по демпинговым
(бросовым) ценам торговали копиями и репродукциями «настоящих» ярмарочных
картин -- творений Дубосарского--Виноградова, Кулика, Чахала. Простодушные
«пираты» вносили иронический «сбой» в работу артрынка. Сбой этот
-- знакомый по «Квартету» зазор между «кажимым» и «кажущимся», заставляющий
поразмыслить о цене и ценностях, подлиннике и подлинности.
И что же вы думаете? Прямо в соответствии с логикой этого зазора-сбоя,
наша газета в честь Escape устроила собственный демпинг итогов уважаемого
конкурса. 6 мая в отеле «Балчуг-кемпински» высочайшее жюри под руководством
Екатерины Деготь обнародовало имя официального победителя «Мастерской
Арт-Москвы». Глава «Экспо-парк» Василий Бычков разорвал конверт
и торжественно озвучил следующее: «Решением жюри денежную премию
5000 евро и возможность организовать персональную выставку в рамках
«Арт-Москвы» следующего года получает победитель... ГРУППА ESCAPE!!!».
«Вот это да!» -- подумал я. -- Вот сел так сел в лужу. Выходит,
боролся с ветряными мельницами? Махал кулаками до драки? Сотрясал
воздух?» И, елки-палки, нисколько об этом не жалею.
Сергей Хачатуров
|
|
|