|
|
|
Международная
Ярмарка "Арт-Москва", ЦДХ, Москва
"Пираты"
перформанс и инсталляция
Пресс-релизы
Программа "ESCAPE" - группа художников и одновременно некоммерчесая
галерея.
Тем не менее, "ESCAPE" регулярно участвует именно в коммерческих
художественных проектах. В частности, галерея является постоянным
участником ярмарки "Арт-Москва".
Интерес к такого рода событиям обусловлен тем, что стратегия галереи
строится на исследовании механизмов художественного рынка и критике
этих механизмов.
В
последнее десятилетие пространство, бывшее раньше Советским Союзом,
превратилось в огромный потенциальный, но еще не освоенный рынок.
Это гигантское коммерческое поле, естественно, является объектом
вожделения Запада. Однако, рынок, образовавшийся на территории бывшей
империи, - это прежде всего "пиратский" рынок. Сегодня можно сказать,
что основным товаром становится информация. И именно - носители
информации являются главным объектом интереса рыночных "пиратов".
Проблеме "пиратства" посвящен новый проект галереи "ESCAPE атакует",
состоящий в том, что художники группы выставляют на своем стенде
"пиратскую" копию "Арт Москвы" - 2003.
Экспозиция включает ряд столов, подобных тем, с которых продают
CD rom-ы столичные торговцы. На них разложены фотокопии всех произведений
экспонирующихся на ярмарке. Каждая копия, размером 10 Х 15см, наклеивается
на деревянный брусок. Цены на эти "произведения" превышают цену
обычной фотографии или открытки, но уступают оригиналам, с которых
они сделаны.
На задней стене экспонируется большое живописное панно, выполненное
в реалистической манере и изображающее пиратский флаг и известные
работы московских художников.
Таким образом, с помощью своего нового проекта "ESCAPE" иронично
позиционирует себя в московском искусстве и одновременно затрагивает
серьезные проблемы сегодняшнего рынка, такие как проблема авторских
прав и тд.
Члены программы "ESCAPE".
В. Айзенберг. Б. Мамонов. А. Литвин. Е. Морозова.
Наказание
за незаконное распространение объектов авторского права, в случае
если они были совершены неоднократно, или группой лиц по предварительному
сговору, или в особо крупном размере, или лицами, использовавшими
свое служебное положение, в виде лишения свободы на срок от трех
до шести лет с конфискацией имущества. (Изменения в 146-й статье
уголовного кодекса, внесенные Госдумой 10 апреля 2003 года)
По историческим меркам авторское право появилось совсем недавно.
Но перипетии его возникновения с трудом различимы в тумане времени.
Учебники и монографии лишь вскользь касаются этого вопроса, отмечая
основные этапы усиления защиты копирайта. Зато они не устают подчеркивать
его значение для развития культуры, демократии и свободы. В отрыве
от истории эти аргументы звучат особенно убедительно, не зря ведь
именно развитые демократические государства более других ратуют
за усиление копирайтного законодательства.
Тем
более неожиданным оказывается тот факт, что рождение авторского
права неразрывно связано с появлением цензуры и дележом культурного
наследия античности и средних веков. В Европе все началось в 1557
году со Статута королевы Мэри I, который закреплял за печатником
монопольное право впредь издавать однажды выпущенную им книгу (неважно,
новую или давно известную) при условии, что она одобрена официальной
цензурой.
Итак, появление копирайта было вызвано потребностями издательского
бизнеса и цензурного контроля. В средние века никаких других обоснований
и не понадобилось бы. В либеральной Европе государство закрепляло
за авторами исключительные права на использование своих произведений
с целью стимулировать творчество, направленное на развитие культуры,
науки и техники.
Но
не принято спрашивать у публики, как она относится к изменениям
в законодательстве об авторском праве. Дискуссии о копирайте ведут
представители государства, крупных компаний и авторских обществ.
Интересы общественности не представляет никто. Ее просто не считают
стороной в этих отношениях. В современном мире нет механизмов лоббирования
интересов потребителя авторской продукции.
Примеров того, что классическое авторское право несовместимо со
свободой слова можно привести множество.
Концепция
копирайта возникла в эпоху доминирования натурального хозяйства.
И дух копирайта - это дух натурального хозяйства. Автор воспринимается
как диковинное дерево, на котором зреют плоды культуры. И каждый
плод есть вещь, которую можно купить и использовать.
Нынешний мир уже не укладывается в эту примитивную схему. Авторы
творят в непрерывном и подчас неосознанном взаимодействии друг с
другом. Создаваемые произведения часто не имеют отчетливых границ,
не являются объектами. Попытки уложить новые отношения в прежнюю
схему уже сейчас захлебываются.
Когда-то труд писца ценился выше, чем труд автора. Книгопечатание
породило совершенно новые отношения, и появилась потребность в регламентации
тиражирования произведений. Концепция формулировалась несколько
веков и отлилась в позапрошлом столетии в Бернскую конвенцию по
авторским правам.
Но вот прошел еще век, возникли новые технологические инструменты,
а вместе с ними очень сильно изменилась и культура - появились всякие
постмодернизмы с деконструктивизмами. Все это новое хозяйство -
и техника, и культура - совершенно не укладываются в старые рамки.
Имеющиеся факты наводят на мысль, если не о скором конце копирайта
и отмене авторских прав, то о грядущем новом подходе к взаимодействию
авторов с индустрией.
До победы над пиратами - как до победы мирового коммунизма.
(Владимир. Компьютерный пират.)
|
|
|