23.12.02. Константин Аджер
"Wall music"(при участии группы Е-69)
перформанс

Художник должен рисовать, писатель должен писать, музыкант должен играть музыку. Но что делать, когда мир переполнен картинками и мы в день потребляем столько образов, сколько человек средневековья потреблял за всю жизнь?

Что делать, когда вокруг столько слов, что смысл окончательно тонет в их потоке? Что делать, когда тотальный музыкальный фон превращает все в бесконечный шум, в котором тишина становится редкой роскошью для избранных? Что делать в такой ситуации тем, чья миссия - создавать образы, порождать смыслы и организовывать шум, превращая его в звук?

Художник и музыкант Константин Аджер осуществляет в галерее ESCAPE свой третий проект - "Wall musik". Аджер - художник, чья деятельность, как изобразительная, так и музыкальная, на первый взгляд пролегает на тропах, лежащих вне основных путей актуального искусства. Но бывает так, что художник-аутсайдер, погруженный в собственную мифологию, расскажет о мире больше и точнее, чем искусство мейнстрима.

Искусство Аджера - о том, как трудно быть художником и музыкантом сегодня. Прирожденный артист, Аджер осознает всю невозможность высказывания среди визуально-музыкального шума, но он знает также и то, что творчество - это долг художника. Это противоречие порождает драматизм его личной судьбы и его труда.

Аджер - один из немногих в Москве художников, стремящихся соединить художественную и музыкальную практику. Причем, что важно: музыка для него - это не декоративный придаток к выставке, а равноправный партнер, можно даже сказать, конституирующая основа проекта.

Новый проект Аджера - это стремление сыграть тишину. Тишина, как доказал еще Кейдж, не возникает просто так сама собой. Ее необходимо создать, она - плод тяжелого творческого усилия. Об этом еще до Кейджа знал святой Григорий Палама.

В маленьком белом пространстве галереи ESCAPE расположилась четверка музыкантов (группа Е69), сидящих спинами друг к другу. Их лица обращены к противоположным стенам, пальцы скользят по клавишам и струнам. Среди инструментов - синтезатор, электрогитара, миди-саксофон. Четвертый - легендарный термен-вокс, инструмент, управляемый без прикосновения рук. Но звука нет, точнее, есть легкое шелестение клавиш, струн, прикосновений пальцев к клапанам, no more.

Однако музыка все-таки возникает. Маленькие динамики замурованы в стены, и, если прижать ухо к стене, можно насладиться безупречными композициями группы.

Но прослушивание - это и есть главная визуальная часть выставки. Перед нами не концерт, а выставка, где слушатели превратились, сами того не ведая, в объекты созерцания. Зритель (а не слушатель) видит две группы людей, занятых в высшей степени странным делом - одни играют музыку, которую не слышно, другие облепили стены, прижавшись к ней ушами и прислушиваясь к чему-то, что зрителю не слышно. Однако, когда зритель захочет стать полноправным участником процесса, он и сам превращается в часть выставки.

Аджер, занятый вроде бы внутренними проблемами собственного творчества, оказывается вновь необычайно актуальным. Его новый проект близок к нонспектакулярному искусству и в то же время вырастает из личного опыта. Главный вопрос этой работы - как соединить творческое напряжение с отсутствием художественного продукта. Но такое усилие должен совершить не только сам художник, но и зритель. Только их совместное творчество может создать ту тишину, которая и есть на самом деле музыка.

Богдан Мамонов
История | Проекты | Галерея | Участники | Пресса | Контакты