"Опасности подстерегают", "Просто Escape",
"Бабушка, телевизор сломался", "Невидимая брань",
"О религии", "Electric eye"
в рамках нонспектакулярной выставки "Вместо искусства",
Зверевский Центр Современного Искусства, Москва




Пресс-релиз


Сегодня, в ситуации переизбытка визуальной информации, порождаемой СМИ, рекламой, широко использующими новые технологии, необходима новая критическая позиция, новые средства и стратегии воздействия на зрителя.

В таких условиях естественным образом возникло нонспектакулярное движение, к которому примыкают многие художники, критики, философы как в России, так и в Европе. Хотя элементы нонспектакулярности можно обнаружить в разные периоды у различных художников, принадлежащим к разным направлениям (например, абстрактное искусство, концептуализм и тд), условной точкой отсчета, началом этого движения можно считать работу польского художника П. Альтхаммера, показанную на Манифесте-3 в 2000 году.

В Москве первыми художниками, начавшими работать в нонспектакулярном жанре, были А. Осмоловский и программа Escape. Проект программы Escape "Лиза и мертвые" был дважды показан в 2000 году (галерея Escape, Арт-Манеж). Серия нонспектакулярных работ была сделана А. Осмоловским, группой "Радек" и Т. Хэнгстлер на ярмарке Арт-Москва-2001г. В этом жанре также работают А. Каллима и К. Преображенский.

"Опасности подстерегают"Основными площадками для показа нонспектакулярных проектов обычно выступают некоммерческие галереи - artist run spaces ("Франция", Escape). Неслучайно поэтому местом проведения выставки "Вместо искусства" был выбран Зверевский центр.

Нонспектакулярное искусство - это сознательный отказ от конъюнктуры, от заигрывания с массмедиа, это отрицание зрелищности (но не отрицание образа как такового). Такое искусство требует от зрителя личного усилия - его нелегко заметить, оно подчас почти невидимо, незаметно.

Данная выставка - первый опыт сотрудничества между различными художниками, работающими в нонспектакулярном жанре.



Пресса:





"Гражданская война в искусстве объявлена"

Однако, по-видимому, намечается новая отчаянная попытка противопоставить несуществующему рынку "настоящее искусство". Известный в недавнем прошлом как радикальный лидер Анатолий Осмоловский в союзе с программой "ЕSCAPE", а также художниками из альтернативной галереи "Франция" открыли в Зверевском центре выставку "Вместо искусства".

"Бабушка, телевизор сломался"Выставка была заявлена как альтернатива "Арт-Москве", что, кстати, вызвало среди самих художников споры. Существовало мнение, что смешиваться с ярмаркой нельзя ни в каком смысле. Экспозиция в Зверевском стала, пожалуй, первой серьезной нелабораторной заявкой так называемого нонспектакулярного искусства. Речь идет об искусстве принципиально незрелищном, аскетичном и некоммерческом. При этом авторы рассматривают свой жест как политический и критический.

"Невидимая брань"Внимательный зритель уже при входе мог обнаружить объект Татьяны Хенгстлер - "Таня, выходи". Это был камешек, как бы случайно застрявший в окне галереи. В зале на стойке пристроилась клавиатура от компьютера. В ней отсутствовала одна из клавиш. Если учесть, что это была программная работа группы "ESCAPE", станет понятно, какой клавиши не хватало. Неподалеку лежал еще один хит экспозиции - книга Ленина "О религии" 56-го года издания. Изыск объекта заключался в том, что книга предназначалась для слепых. Не менее эффектной, но более тонкой была работа Алексея Калимы: художник выставил точную копию пачки Marlboro, увеличенную по всем параметрам на один сантиметр. Внимательные завсегдатаи Зверевского центра могли бы обратить внимание и на лишнюю колонну, появившуюся в зале, и на то, что скамейки, стоящие у стены галереи, почему-то наклонились…

Как ни странно, но и на этой выставке не обошлось без Виноградова и Дубосарского. На этот раз живописцы выставили портрет Абрамовича, завернутый в упаковочный полиэтилен. Впрочем, это мало что добавило к проекту.

Ну а хитом выставки стала аудиоработа Кирилла Преображенского: неведомо откуда идущие покряхтывания и посапывания, наполнявшие обманчиво пустое пространство зала. Возможно, именно на выставке "Вместо искусства" зародилась новая коалиция художников, претендующих на создание нового авангарда.

Богдан Мамонов [02.05.2002, www.polit.ru]





Удача видимая и невидимая

24.04.02-05.05.02.
ВМЕСТО ИСКУССТВА, Зверевский центр современного искусства, Москва

"Просто Escape"В проекте приняло участие почти полтора десятка художников и коллектив ESCAPE, объединившиеся в рамках "нонспектакулярного искусства". Этот проект претендует (и на мой взгляд вполне справедливо, по крайней мере - в Москве) на обладание всеми признаками новой художественной программы.

Что же такое "нонспектакулярное искусство"? Если "объяснять на пальцах", то это создание таких (художественных) объектов и событий, которые иногда не сразу заметны, а иногда и вообще неразличимы (если зрителю не сообщили, где их высматривать) в пространстве галереи, зала или социальном пространстве (пространстве обыденности).

Надо сказать, что посетителя встречал "девственно" чистый зал Зверевского центра, свободный от любых предметов, которые можно было бы определить как "искусство". Но очень внимательный зритель ("бесконечно искушенный зритель" в отличие от "наивного зрителя") - или ведомый "экскурсоводом" зритель, каковым оказался я - мог насладиться чуть ли не двумя десятками произведений искусства.

Вот, например, несколько объектов, "представленных" (я беру это слово в кавычки так как проблема репрезентации здесь ставится под серьезный вопрос) на рецензируемой выставке.

"О религии"В оконном стекле при входе в галерею торчал небольшой камешек, эта работа Татьяны Хэнгстлер называлась "Таня, выходи". К колонам, поддерживающим потолок в Центре, была добавлена одна бутафорская, неотличимая от "настоящих". Скамейки по правой стороне выставочного зала постепенно увеличивались по высоте (на ножки лавок были набиты несколько дополнительных деревяшек). На клавиатуре компьютера, стоявшего в углу зала была удалена клавиша "ESC" (три работы группы ESCAPE). Несколько окурков в пепельнице, на которые краской были нанесены следы от губной помады (Александр Корнеев, "Клевые девчонки"). Давид Тер-Оганьян сделал искусственную тень, повесив к лампе выставочного зала вырезанную из жести абстрактную фигуру. Таким образом "выставлялась" странная, ненужная и почти не различимая тень. Алексей Каллима, "Больше чем Мальборо" - увеличенные на один сантиметр три пачки Мальборо лежали в выставочном зале и во дворе. (Я перечислил только часть работ; часть, дающую представление о целом.)

В теоретическом манифесте Анатолий Осмоловский (застрельщик этой художественной программы) выделяет следующие "жанры" незрелищного искусства: фальшивая реальность, забытая вещь, случайная встреча, экстраординарный объект, экстраординарное событие, индуцированная не-авторская самоорганизация. По видимости, к жанру экстраординарного события можно отнести "ивент" (от англ. event - событие) Петра Быстрова, загримированного под глубокого старика и введенного в зал (наигрыша не было, по-моему). "Индуцированная не-авторская самоорганизация" - когда не знаешь, где искусство, порой принимаешь за таковое просто события текущие рядом (так эстетизируется обыденность) - таковой самоорганизацией повседневности оказался чернокожий, гулявший с младенцем в коляске в скверике перед Зверевским центром (чистая случайность).

Рецензия - не место для теоретизирования критика, по крайней мере развернутого теоретизирования. Таким теоретизированием занимаются вполне успешно и сами художники и их критики в других разделах журнала. Здесь можно продуктивно рассуждать о сложной системе связей/разрывов с авангардом, московским концептуализмом, поп-культурой и т д. и т. п. (Эти рассуждения начаты самими художниками в тексте с выдумкой изданного каталога к выставке.) Поэтому ограничусь уровнем суждения вкуса - на мой взгляд "Вместо объекта" самый может быть выстроенный, чистый и - не побоюсь этого слова - изящный художественный проект из виденных мною "вживую".

Очень часто, почти что всегда (кураторские) проекты производят впечатление надуманности или механистичности (объединяя, скажем, искусство двух сотен лет просто по половому признаку - "русские художники-женщины 19-20 вв."). Здесь же последовательный замысел соединился с не менее последовательным воплощением, где ни одна работа не выбивалась из целого. А балансировать на грани объекта искусства и его отсутствия не так просто. Для пояснения этой моей мысли необходим исторический экскурс. Первое свое появление неспектакулярное искусство относит к прошлогодней Арт-Москве, где были показаны начальные опыты этого рода. Но, во-первых, они были почти что затеряны (хотя "затеряны" неподходящее слово - они по определению стремятся "затеряться") в огромном пространстве ЦДХ. От этого "недостатка" избавлена выставке в Зверевском центре: так что вот в чем еще безусловный успех рецензируемого события - "затеряться" в огромном пространстве ЦДХ не так уж и сложно (вспоминается анекдот про "неуловимого Джо"). А вот затеряться в сравнительно небольшом пустом зале - это настоящее искусство. (Хотя и здесь пристрастный критик припомнил бы анекдот про черную кошку в темной комнате.)

Во-вторых, некоторые из работ в прошлом году не удерживались на той самой грани искусства и его отсутствия (отсутствия во всех смыслах). Скажем, ивент Алексея Каллимы представлял собой сидящих в одном из боксов чеченцев, азартно "режущихся" в карты. На мой взгляд, то была точная противоположность не-зрелищности. "Угрожающего вида" чеченцы с картами в центре большого зала - это в лучшем случае традиционный тип перформанса. Вот если бы они сидели в подсобке при входе в ЦДХ и зритель только имел бы шанс - не более! - заметить их (или не заметить), входя на выставку, пожалуй, это точнее бы отвечало замыслу не-зрелищного искусства.

Этот экскурс в историю мне нужен только для того, чтобы заметить, что выставка в Зверевском центре была свободна от шероховатостей первого выхода в люди. По большому счету, мне ее даже не в чем упрекнуть. Разве что беспокоит следующая мысль: а если бы мне не достался экскурсовод, получил бы я такое же самое удовольствие от этого проекта? Один, я наверняка нашел бы не более трети работ (а может быть и ни черта бы не нашел). Конечно, тут можно говорить о доверии к зрителю, о вере в его талант. Но с другой стороны, человек "с улицы", попадая на обычный вернисаж, хотя и бродит как одинокий даун среди светски беседующих людей, но может по крайней мере поглазеть на то, что художник считает искусством. Здесь же, видимо, доверие к зрителю должно все же подкрепляться каким-то ему "предупреждением", предуведомлением. Дайте зрителю шанс!


Владислав Софронов-Антомони


История | Проекты | Галерея | Участники | Пресса | Контакты