|
|
|
"Motherland
exchange"
Международная Ярмарка "Арт-Франкфурт,
некоммерческая программа, Франкфурт-на-Майне
Основным
процессом в современном мире является глобализация. Сегодня многие
социологи и психологи говорят об изменении фундаментальных основ
человеческой личности в связи с утратой индивидуумом понятия Родины.
На это влияет и прозрачность границ, и новые средства коммуникации,
и даже исчезновение национальных валют. Обратной стороной переформулирования
понятия Родины на новых ненациональных и негеографических основах
является исчезновение идеологемы Родины, что может нести сильный
травматический эффект и для отдельной личности, и для общества.
Миссия художника в этой ситуации состоит в том, чтобы поставить
вопрос о том, что является сегодня родиной. Причём ответ может звучать
и так: РОДИНА - ЭТО Я!
Программа
ESCAPE в своих проектах стремится парадоксально соединить важные
экзистенциальные проблемы с принципами маркетинга и рекламы. Таким
образом, ESCAPE иронически работает с принципами художественной
ярмарки, на которой в качестве товара демонстрируются духовные ценности.
В свою очередь, ESCAPE предлагает купить ещё большую духовную ценность
- РОДИНУ.
Проект включает шатер, напоминающий палатки гадалок, которые присутствовали
раньше на всех ярмарках. Снаружи палатка покрыта одноцветной тканью,
над входом укреплён слоган Motherland exchange. По всему периметру
шатра установлены видеомониторы, их корпуса вмонтированы в стены
палатки. На мониторах в режиме нон-стоп идут интервью с людьми разного
возраста, пола, национальности. Все они рассказывают о том, что
для них является Родиной. Изображения на мониторах чёрно-белые.
Совсем
иначе организована внутренняя часть шатра. Туда зритель может попасть,
лишь заплатив некую символическую сумму.
Шатёр символизирует собой нашу общую Родину - женское лоно. Поэтому
там зрителя встречает женщина - художница Лиза Морозова. Вместе
со зрителем она совершает психотерапевтический перформанс, в результате
которого он обретает свою внутреннюю родину.
Инструкция:
Дамы и господа!
Программа Escape рада приветствовать вас.
Мы приглашаем всех желающих посетить шатер "Motherland. Еxchange".
Наш шатер имеет современное и надежное оборудование, гарантирующее
обретение Родины в течение одного сеанса. В шатер допускаются лица
любой национальности, гражданства, пола, вероисповедания и сексуальной
ориентации. Лица в нетрезвом состоянии в шатер не допускаются.
Перед посещением ознакомьтесь, пожалуйста, с инструкцией.
1) Войдя в шатер, назовите свое имя.
2) На территорию шатра вы можете входить только с завязанными глазами.
3) Вы должны покинуть шатер по первому требованию.
Запрещается:
1) Снимать повязку без особого разрешения.
2) Обращаться к проводнику с вопросами.
Строго запрещается:
Прикасаться к проводнику, а также вступать с ним в какой-либо физический
контакт.
Внимание:
Нарушение этих правил ведет к немедленному изгнанию из шатра без
права вторичного посещения.
Программа Escape предупреждает: обретенная Родина обмену не подлежит!
Пресса:
"...Но
в деле сбыта на художественной ярмарке чего-то совсем нехудожественного
всех переплюнула московская группа Escape, опять же специально приглашенная
кураторами (в этом году традиционная некоммерческая ярмарочная программа
"Выбор куратора", каждый год представляющая образчики искусства
той или иной страны, была посвящена Москве; кроме Чуйковой и Escape
в ней участвовала также наша "ТВ галерея" со своим богатым видеоархивом).
Так вот, "эскейповцы" в своем проекте Motherland: Exchange торговали
родиной. За один евро ты входишь в серенький шатер, по стенкам которого
головы в телевизорах делятся своими мыслями о родине. Тебе завязывают
глаза, и кто-то ведет тебя по кругу в жаркой утробной темноте. Потом
повязку с глаз снимают, и ты обнаруживаешь себя в центре флюоресцирующего
лабиринта-пуповины. Голая девушка насыпает тебе в пакетик пядь земли
с того места, где ты стоял, объявляет эту землю твоей новой родиной
и отпускает восвояси.
Действительно, у туриста-посетителя интернациональных выставок современного
искусства, равно как и у современного художника-кочевника, и должна
быть вот такая, переносная и копеечная, родина. Но заботит другое:
нынешнее contemporary art, забавное и необременительное, само все
больше становится копеечным. Равным цене бокала вина на городской
площади в день открытия очередной каникулярной биеннале."
"Досуг-арт", Федор Ромер, "Еженедельный журнал", 11.06.02, с.
48-52.
На ярмарке во Франкфурте русские художники продавали Родину и
овощи.
Как
уже рассказывал в прошлом выпуске "полит ру" во Франкфурте на Майне
открылись две крупные выставки - "Манифеста 4" и "Арт-Франкфурт".
Сегодня я расскажу читателям о второй из них, благо Манифеста будет
привлекать паломников еще добрых три месяца.
Ярмарка "Арт-Франкфурт" не относится к числу самых крупных в Европе.
Даже в самой Германии она, безусловно, уступает таким форумам, как
"Арт-Кельн" или молодая берлинская ярмарка. В какой то степени она
похожа на сам город.
Почти полностью разрушенный американскими бомбардировками, он оказался
после войны в зоне влияния Соединенных штатов, что, несомненно,
наложило свой отпечаток на его внешний облик. Сегодня город представляет
странное сочетание нескольких небоскребов и дотошно по-немецки отреставрированного
центра. Любопытно, что фасады домов имитируют архитектуру 17- 18-го
века, а остальные, невидимые для прохожего три стены представляют
собой обычное здание.
Но
вернемся к самой ярмарке. "Арт-Франкфурт" любопытен именно тем,
что он демонстрирует некий средний уровень западноевропейского искусства
и организации ярмарки в целом и, надо сказать, этот уровень оказывается
достаточно высоким. Кроме того, особенностью нынешней ярмарки стало
то, что в этом году на ней была сделана ставка на молодые галереи
и молодых художников, что нашло свое отражение в подзаголовке: "Ярмарка
молодого европейского искусства". Конечно, стоит отдавать себе отчет
в том, что в этом название присутствует немалая доля рекламы, в
действительности стены боксов были покрыты квадратными метрами вполне
статусного искусства. Но нельзя не отметить, что, во первых, как
минимум треть ярмарки была отдана действительно новым галереям,
а во вторых само заявление о ставке на новое искусство подтверждает
усиление спроса на современное искусство вообще.
...Ну
а теперь перейдем к наиболее интересующей нас теме, к выступлению
русских художников в рамках некоммерческой программы. Сразу должен
сказать, что подобная программа на западной mess-е принципиально
отличается от того же где-нибудь на "Арт-Москве". Если для последней
это едва ли не главная часть выставки, ради которой многие и идут
на ярмарку, о которой пишет пресса, то на европейской ярмарке это
не более чем приправа к основному блюду. Пожалуй, нельзя сказать,
что московские художники это полностью смогли учесть.
Напомню,
что во Франкфурт были приглашены "ТV-Gallery", Программа "ESCAPE",
а также проект Марии Чуйковой "Московский Минимализм".
...Еще труднее мне будет говорить о проекте "Продаем Родину" программы
"ESCAPE". Трудно поскольку я сам принимал участие в работе над проектом.
Тем не менее, я попытаюсь вкратце изложить идеи вдохновлявшие работу.
Дело в том, что сегодня понятие Родины подвергается значительному
переосмыслению. Не вникая в глубины этих процессов, связанных, в
том числе и с глобализацией, отметим, что европейский индивид рискует
утратить понятие "Родины", как следствие объединения Европы, напротив,
в России те же процессы вызваны распадом бывшей империи. Так или
иначе, но все это чревато серьезными нарушениями в психике, как
личности, так и общества в целом. Кроме того, в либерально интеллигентском
сознании существует мнение о том, что понятие Родины есть не более
чем идеологический конструкт, с помощью которого власть осуществляет
свои манипуляции. Такая точка зрения была выдвинута недавно известным
социологом Сандомирской в книге "Про Родину". С другой стороны,
психоаналитические школы предают понятию Родины иное значение. Родина
может восприниматься и как архетип, выполняющий в человеческом подсознании
важную конституирующую роль.
Эскейповцы
попытались в своем проекте выявить разные стороны понятия "Родина".
Они представили во Франкфурте некое сооружение, напоминавшее одновременно
ярмарочный балаган, бомбоубежище и чум.
Сооружение мрачно отливало свинцовым цветом и мерцало экранами мониторов
вмонтированных в стены. На экранах шли интервью с людьми, рассказывающими
о своем понимании Родины. По странному стечению обстоятельств большинство
из них было людьми еврейской национальности. Это придавало проекту
известную пикантность, явно не учтенную авторами.
Любопытствующий зритель мог за небольшую плату (1-евро), проникнуть
в шатер. Для этого он должен был временно лишиться зрения посредством
специальной повязки. Затем зритель "попадал в лапы" пеформансистке
Лизе Морозовой, которая вела его в полной темноте по особой светящейся
спирали к центру шатра. Здесь зрение клиенту возвращали, и здесь
же он получал в пакете горсть земли, на которой в процессе пути
остался его след.
Оценить
успешность выступления "русских" довольно сложно. Приходилось слышать
отзывы в духе того, что нонпрофитная программа была самым интересным
на ярмарке, что русские показали "настоящее искусство". Благожелательно
отнеслась к проектам и куратор "Манифесты" Яра Бубнова, интервью
с которой читайте в ближайших выпусках.
С другой стороны, создалось ощущение, что актуальные художники из
России просто обслуживали буржуазную публику, выполнив роль разогревающих
групп, или если хотите закуски. Нарушения в системе не случилось,
да и не могло случится, привыкшие брать инициативу на себя, художники
и кураторы Москвы сыграли по чужим правилам. Это, признаюсь, тревожит.
Неужели мы обречены играть в Европе роль этаких экзотических шоуменов
и неужели нам еще долго придется "продавать Родину" за одно евро.
Богдан Мамонов, www.polit.ru
"НА ПУТИ ИЗ ЗОЛОТОЙ КЛЕТКИ"
"...Заплатив символическую сумму за вход, зритель попадал с
завязанными глазами в палатку-шатер, в каких прежде гадалки предсказывали
будущее. Далее в ходе перформанса художница Лиза Морозова вела его
за руку по мягкой земле, следуя голубой линии в форме спирали, к
центру палатки. В конце своего пути зритель "прозревал" и получал
горсть земли в полиэтиленовом пакете с того места, на котором произошло
"прозрение". Кроме того, в отверстиях стен палатки были установлены
мониторы, на которых люди разного происхождения, возраста и национальности
говорили о своем понимании слова "Родина".
Проект
"Motherland exchange" группы Escape возвращает нас к понятию "Родины".
Современная эра глобализации, тотальность средств массовой коммуникации,
стирание всяческих границ, вместе с исчезновением одного установленного
места жительства, национальной валюты и т.д. приводят к нарушению
самоидентификации личности. Понимание Родины больше не носит ни
географического, ни национального характера, а переносится как бы
внутрь человека. Так же, как наше тело, которое служит как бы "упаковкой"
внутренней Родины, новообретенная "Родина" в полиэтиленовом пакете
может сопровождать нас повсюду, ибо теперь "моя Родина - это я!".
Хотя вопрос о Родине и относится к "вечным" вопросам, сегодня он
становится особенно актуальным из-за бесконечного потока беженцев
из Чечни и Косово, а также из-за политических дебатов по поводу
изгнания немцев-"зюдетов" с территории бывшей Чехословакии, законов
о переселенцах и дебатов о беженцах в Германии. Именно эта насущная
актуальность была чувственно и интеллигентно представлена в новом
проекте Escape, о чём не в последнюю очередь свидетельствовали толпы
посетителей перед палаткой..."
САНДРА ФРИММЕЛЬ, "Художественный журнал" №45
"Интервью о Родине" (видео)
"Родина - это, когда щемит сердце и то, что называют ностальгией.
Сейчас, конечно это понятие растяжимое: у некоторых - где деньги
платят. Но для меня Родина там, где похоронены наши прадеды, деды,
бабушки, родители. Я родился в военные годы на Украине. Небольшой
провинциальный городишко. Наша молодость пришлась на 60-е годы.
И вот, мне сейчас шестьдесят, и, когда наступает такой период, весна,
начинает щемить сердце: хочется поехать на Родину. Я всегда так
называю: на Родину. Приезжаю: каждый камень мне знаком, стараюсь
пройти по тем местам, где бегал в детстве, юность моя прошла. До
армии я работал в шахте, оттуда и был призван. Вот это я считаю
- Родина. Конечно, наша страна была объёмной такой, везде считалось
Родина. Ну а я думаю, Родина - именно, за что сердце болит. Вот
у меня сейчас там мать старенькая. Меня очень тянет туда её повидать,
чтоб сын приехал, с ней поговорил. Когда приезжаю, она говорит:
ой, наконец, приехал в родную хату. Это я называю Родиной. Я вообще
не воевал. Вот они могут больше рассказать, чем я". (Слесарь-украинец,
говорит с акцентом).
"Я думаю, на моей Родине Родины уже не осталось. Родина, всё-таки
- какая-то зона устойчивости, какая-то материнская зона. Вот этого
в России практически не осталось. Хочется отделить частную Родину
от той, что представляет власть. В России масштабы, а частной Родины
почти не осталось. С этим понятием, словом, для меня сопряжено почти
непереносимое чувство стыда". (Интеллигент, тщательно выбирающий
слова, критик Александр Евангели)
"Ближайший аналог, который я бы привёл - это то, что взаимоотношение
с Родиной можно представить как взаимоотношение с женщиной. В детстве,
юности, зрелости и старости. Невыявленное в юности, что-то такое
платоническое - всё понятно. А вот - зрелость! Буду говорить о зрелости,
потому, что я в этом периоде нахожусь. Зрелость предполагает некий
критический подход в вопросе взаимоотношения с Родиной. Первое:
конечно, невозможно полноценное взаимоотношение с Родиной как и
с женщиной без некой степени трансгрессии. Даже если мы говорим
о сексе. Мы не можем говорить о нём как о платонической форме. Всё
понятно". (Художник Император Вава)
"Многие евреи, живущие в России, считают, что их Родина - это Израиль,
Родина их предков. Но для меня Родина - это Россия. Я здесь родилась,
выросла, жила в духе этой страны. Конечно, я сопереживаю Израилю,
потому что там сейчас большие проблемы. Но Россия мне очень близка,
хотя наша страна уступает многим развитым странам и много недостатков.
Но во мне присутствует патриотизм к этой стране и я её люблю" .
"Родина - это страна, за которую я могу отдать жизнь. Даже, наверно,
не страна, а какое-то место. Это может быть, я не знаю, город, дом,
улица. Это место, которое вдохновляет на написание стихов, на написание
музыки, что-то такое, что любишь как родную мать. Родина - место,
где уютно, комфортно, независимо от времени, места и ситуации, в
которой ты находишься". (романтическая девушка в очках)
"Не могу ответить на вопрос: что такое Родина для меня?: У меня
ее нет, я не представляю, что такое Родина:, я её не чувствую. Это
какая-то географическая привязанность? (Анжела, художник из Ижевска)
"Что для меня Родина? Конечно, на этот вопрос можно ответить со
многих точек зрения. Родина для тебя - это место где ты родился.
Родина - это тот круг общения, те люди, та природа, то небо, та
атмосфера, которая тебя окружает. Твой родной город. Это ассоциации,
которые возникают. Трудно говорить конкретно, когда всё так неоднозначно
сегодня. Я родился в Москве, здесь получил образование, работу.
Я нужен здесь. И я ощущаю, что, то место, где я нужен, где я начал
формироваться, как личность и есть моя Родина. (учитель труда
в школе)
"Моя Родина - Чечня. Место, где я родился, место, где я научился
выживать. Родина под грудой камней, Родина в развалинах. Но под
развалинами, я думаю, не меркнет огонь сопротивления. Родина меня
научила независимости. На протяжении многих веков добивалась этой
независимости, в общем, является независимой внутри себя, и я беру
с неё пример". (художник Алексей Каллима)
"Я думаю о Родине, что там очень дружно, там весело, что там своя
Родина, друзья, там у тебя свой дом есть, там у тебя своя школа,
друзья у тебя, играешь, дружишь с кем-то из соседей, все тебя знают"
(ученик третьего класса).
"Что тут происходит, у нас? Я долго думал, с чем сравнить. И вот,
что мне пришло в голову: допустим, у меня в доме родилась птица.
Ну, прыгала по клетке, а потом, однажды, я поднёс её к окну. Что
она сделала? Она полетела. Я не учил ее летать. И любой, более или
менее внимательный человек скажет, что такому научить нельзя, это
дано. Ну, верно, мы не птицы, и в жизни иногда приходится приземляться
и сидеть. Но если человек немного вкусил свободного полёта, я надеюсь,
он не забудет этого никогда. Как в авиации говорят, первого самостоятельного
вылета. Ну вот, наверно и всё". (бывший лётчик).
|
|
|