|
|
|
Лиза
Морозова :: Портфолио
:: Тексты
02.11.01 - 15.12.01. Олег Кулик. "Архитектурные излишества".
Галерея М. Гельмана, Москва
Очередной проект Олега Кулика снова посвящен теме природного и культурного.
Постоянный персонаж последних работ художника - его четвероногое
альтер эго - на этот раз изображен во всей своей неприкрытой красе
на фоне одного из "лужковских" зданий Москвы, на "архитектурные
излишества" которого намекает радикал 90-х.
У тела и природы не может быть излишеств, - как бы говорит Кулик
своей работой. "Архитектурные излишества" собаки, по его мнению,
в отличие от лужковского "шедевра", функциональны, а значит, излишествами
уже не являются. Между тем форма экспонирования фотографии парадоксально
переворачивает эту идею, вносит в нее сдвиг, свойственный современному
искусству. Если первый раз фотография представлена на выставке как
цельное изображение, то во втором случае она, как паззл, состоит
из отдельных модулей - табуреток из Икеа. Табуретка выступает как
бы общим знаменателем, уравнивающим в правах природу и культуру,
собаку и здание, к тому же, с точки зрения "излишеств", она проста
и нейтральна. Таким образом, зритель имел возможность сам определить
степень функциональности излишеств того или другого, купив фрагмент
изображения собаки или здания тут же за 250 долларов и использовав
табуретку по ее прямому назначению.
Этим проектом Кулик завершает свой постепенный переход от превращения
самого себя в собаку к созданию изображения собаки. Не теряя узнаваемости
и придерживаясь своей основной темы, он умело варьирует и адаптирует
форму ее подачи в соответствии с ситуацией, временем, местом - и
в этом достоин восхищения. Возрождение образности и визуальности,
на которое делает теперь ставку Кулик, детерминирует выбор места
выставки: галерея Гельмана являет собой торжество репрезентативной
функции современного искусства. Если бы эта выставка была проведена,
скажем, в рамках проекта "Архитектурная фотография" или в ХL, то
акценты, возможно, сместились бы и проект мог читаться как более
экспериментальный. Но, выставленный в данном контексте, он подтверждает
переход Кулика в другую категорию - в разряд мейнстрима - искусства
коммерческого, крепкого, как табуретка, и удобного для потребления.
В этом проекте есть все - свобода интерпретации, остроумие, социальность
и персональность, он и в меру демократичный, и в меру критический.
Нет в нем только живого чувства, искренности, драйва, которые были
в перформансах Кулика и позволяли отнести их к радикальному искусству.
Таким образом, выставка Кулика, обличающая "излишества" современной
цивилизации, одновременно является симптомом того, что для лужковско-путинского
времени само актуальное искусство и всяческий радикализм выступают
излишеством.
Лиза Морозова
|
|
|