|
|
|
Лиза
Морозова :: Портфолио
:: Тексты
20.12.01. Алексей Каллима. "Вы там, где вас нет". Галерея "Франция",
Москва
05.02.02. Алексей Каллима. "Зефиры". Галерея "Франция", Москва
В то время как развитие одной линии современного искусства сегодня
идет по пути изобретения новых, все более изощренных способов фрустрации
зрителя, другая, наоборот, замещает тоталитарную педагогику перевоспитания
художественных вкусов "педагогикой сотрудничества". Примером такого
искусства может служить проект Алексея Каллимы "Вы там, где вас
нет". Помещение на время выставки было поделено на две части - в
первую невольно попадал каждый входящий, при этом ему слепили глаза
софиты и встречал шквал аплодисментов. Во вторую часть перемещались
те, кто уже получили свои "законные" 15 секунд славы и теперь сами
приветствовали овациями вновь входящих.
Достоинство этого проекта состоит прежде всего в том, что в нем
нет самого автора, а акцент и права на авторство смещаются на зрителя.
Такой жест повышения зрительской самооценки действовал, похоже,
терапевтически на всех и потому имел стопроцентный успех. Если,
например, у "Коллективных действий" зритель оставался объектом,
нуждающимся в инициации, то в проекте Каллимы он рассматривается
как изначально целостный и самоценный субъект. В то время как в
ходе ставшей классической для "КД" акции "Появление" происходило
Явление Художника перед зрителем с целью "сделать необычным восприятие
обычного появления", здесь происходит обратный процесс - обычный
приход зрителя на вернисаж вызывает необычную реакцию окружающих,
превращаясь в Явление Зрителя художнику.
Особенно ценно в проектах Каллимы еще и то, что, в отличие от многих
радикалов, его авторская аскеза происходит не от отсутствия специфических
художественных умений. Это делает его гибким и перспективным художником.
Вторым проектом Каллимы, показанным вскоре после первого, была выставка-акция
"Зефиры", где позитивный радикализм соединялся с сопротивленческим
пафосом основной темы творчества Каллимы - Чечней. (Интерес к ней
не несет конъюнктурного оттенка, поскольку сам художник родом из
Грозного.) На двух одинаковых столах были выложены две горки зефира,
но если первая из них предназначалась для угощения зрителей, то
вторая представляла собой неприкосновенный объект, и из ее верхушки
торчало острие кавказского кинжала, придававшее композиции сходство
с мечетью. Пресс-релиз включал подборки цитат из Пьера Булеза, Джона
Кейджа, популярных журналов и т. д., две из которых трудно не процитировать:
"Ножи нашего сопротивления вязнут в сладком разврате, сочащемся
из разлагающегося тела американской "свободы" (Осама бен Ладен)
и "Ваша сладкая ложь, Кадыров, не затупит ножи чеченского сопротивления"
(Шамиль Басаев).
Лиза Морозова
|
|
|