|
|
|
Лиза
Морозова :: Портфолио
:: Тексты
"Тихий гуру",
интервью Дм. Новика с Лизой Морозовой;
НоМи №4/45/2005, стр. 76
З июля в питерском клубе «Платформа»
состоялся вечер памяти Юрия Соболева, едва ли не первый в Петербурге
после его смерти, случившейся в декабре 2002 года. Затянувшаяся
пауза объясняется отнюдь не забывчивостью его учеников и друзей.
Соболев был уникальной фигурой, неподдающейся обычным вечерам воспоминаний.
Тем более, что его жизнь поделилась на два очень разных периода.
Один громкий, московский - кафе «Артистическое», группа Соостер-Соболев,
главный художник издательства «Знание», работа в анимации. О том
времени много и подробно рассказано. Другой период - тихий, царскосельский
занял 12 последних лет жизни художника. Все это время Соболев занимался
школой современного искусства внутри государственного института
ИНТЕРСТУДИО и междисциплинарным фестивалем Кукарт. Там Соболев,
которого коллеги и студенты любого возраста звали Юрой, был за кадром,
но именно благодаря ему существовали и фестиваль, и курс художников
в ИНТЕРСТУДИО. После смерти Соболева Кукарт сменил формат и стал
чисто театральным.
Вечер в «Платформе» сопровождали несколько выставок. Главная – графическая
серия-инсталляция вдовы и лучшей ученицы Соболева Галины Леденцовой
«Прыжок лягушки», изящное высказывание художника на темы популярной
сказки. На одном из листов лягушка едет на старинном велосипеде
с огромным передним колесом и спрашивает: «Где мой Иван-царевич,
Я по нем соскучилась».
Фотограф Александр Забрин привез из Москвы фотографии Соболева с
джазовыми музыкантами, с Кабаковым, Чуйковым, Сапгиром, Янкилевским.
Фоторяд дополнило уникальное видео: смертельно больной, прикованный
к коляске Соболев открывает в декабре 2001 года выставку Юло Соостера
в Таллинне.
НоМИ попросил вспомнить о своем учителе работающую в программе
Escape Лизу Морозову, которая училась в ИНТЕРСТУДИО на курсе художников
в 1995–2000 годах.
Лиза Морозова:
Где-то, кажется, в середине 1980-х Соболев собрался эмигрировать
в Израиль, уже подготовил все документы, но тут Михаил Хусид предложил
ему вместе делать театральный проект, и Юра сразу согласился.
Они ездили по стране, жили в гостиницах и ставили в местных театрах
спектакли по уникальной собственной системе. Хусид занимался режиссерской
частью, Соболев – художественной, а также проводил психофизические
тренинги с актерами. Они назвали свой метод Театром синтеза и
анимации, где не ставили готовую пьесу, а рассматривали произведение
как открытый Текст, куда вплетались реальные истории из жизни
актеров и живые перформансы, слайд-фильмы, использовались куклы.
В 1990 году театру дали свое помещение - Запасной дворец в Царском
Селе, и Хусид с Соболевым переехали туда.
Скоро до Москвы дошел слух, что в Царском Селе существует психодраматический
театр, который устраивают летние школы. Мы - группа дипломников-психологов
поехали посмотреть. Соболев с Хусидом предложили сотрудничество:
мы тестируем абитуриентов, за это можем участвовать в занятиях.
Соболев сразу подкупил своей неофициальностью, открытостью, он
ломал все стереотипы о роли педагога. Мне запомнилось, как Юра
с гордостью рассказывал о том, как «развалил» несколько традиционных
театральных трупп – после работы с ним актерам становилось интереснее
заниматься собой, чем театром: не играть роль, а жить собственную
жизнь. Соболев призывал к чисто экзистенциальному существованию
«здесь и сейчас», и это было прекрасно - «там и тогда». Я до сих
пор тоскую по атмосфере ИНТЕРСТУДИО. Это была реализованная утопия,
остров, одна большая семья, где важен был процесс совместного
общения, поиска.
В 1994 году в ИНТЕРСТУДИО был первый выпуск актеров, набирался
новый курс, и впервые - курс художников. В качестве вступительного
экзамена предлагалось сделать перформансы на темы «Я», «Не-Я»,
и инсталляцию «Любимая книга». Это был чистый эксперимент, у института
не было лицензии на подготовку художников-перформансистов, она
появилась только к концу нашего обучения, и то по специальности
«видео».
Меня все увиденное потрясло. Поначалу числилась в ИНТЕРСТУДИО
психологом, и мне по дружбе было разрешено ходить на занятия художников,
потом официально стала студенткой.
Больше всего Юре были интересны люди - ученики и друзья. Неслучайно
на всех его работах так или иначе изображены человечки. Он был
прирожденный гуру, обладал особой харизмой и, казалось, умел открыть
в любом человеке художника.
Соболев предпочитал работу в группе, когда проект обсуждался с
помощью «мозгового штурма». Первый год обучения он посвятил в
основном тому, чтобы возникла доверительная атмосфера между участниками.
Обсуждая проекты, мы обсуждали реалии внутреннего мира каждого
из нас в виде поиска формы, которой их можно выразить. Перформанс
Юра понимал как ритуал, который поможет оживить личную мифологию
человека. Он учил: «чем больше «вложит» себя в произведение художник,
тем больше сможет «вложить» себя в это произведение и зритель».
Два раза в год устраивались «отчетные» выставки, остальное время
шла подготовка, обсуждения. Нас не учили ничему абстрактному -
давались только конкретные умения, необходимые для реализации
задуманного проекта. Лучшие ученики выставлялись под эгидой «Запасного
выхода», московской «базой» была галерея Spider&Mouse, мы
принимали участие в «Арт-Москве», фестивалях перфоманса в Петербурге,
Юра возил нас заграницу - в общем, создавал ученикам биографию
профессиональных художников - каталоги, списки работ, критические
статьи.
Социальное и политическое искусство Соболев считал спекуляцией,
способом убегания от себя. Говорил, что надо сначала разобраться
с собой, а потом уже с социумом, а не наоборот. Но при этом Юра
ценил иронию и самоиронию, игру, живые, пусть даже хулиганские,
проекты. Например, ему нравилась акция Осмоловского, когда тот
залез на памятник Маяковскому, хотя это совсем другая эстетика,
чем была в школе Соболева. Также Юра ценил «собачьи» перформансы
Кулика. «Свидание» Бренера - за искренность, реальный риск.
Метод Соболева можно сравнить с шаманскими практиками, где в ходе
перформанса-инициации человек обретал новое тело - тело художника.
Например, одна из студенток, хиппи, целый год вырезала из поролона
куклу – автопортрет с точностью до пальчика, даже остригла свои
длинные волосы и отдала их кукле. Когда проект был реализован
– девушку было не узнать, она похудела, стала женственной.
|
|