|
|
|
Лиза
Морозова :: Портфолио
:: Тексты
"О видеоарте и арт-кино",
интервью Л.Новиковой с Лизой Морозовой,"Интерьер+дизайн",
сент.2005. стр.132-133.
1. Чем видеоарт отличается от кино и телевидения?
Видеоарт – самостоятельный художественный жанр, возникший во
второй половине ХХ века в рамках изобразительного искусства.
Если кино построено как набор отдельных кадров, то видео – континуально:
разница пленки задает разницу эстетики и языка. В кино существуют
более или менее жесткие правила – монтаж, смена планов, сюжет
и т.д., видеоарт же свободен от них, поэтому в нем больше экспериментаторства.
Видеоарт более короткий по времени, чаще всего в нем нет сюжета.
Если над кинофильмом работает целая большая команда, то видеоарт
может создаваться «на коленке». Здесь за все отвечает художник,
хотя он тоже может приглашать актеров, нанимать оператора.
Конечно, видеоарт - жанр очень разнообразный и в каких-то своих
проявлениях почти неотличим от так называемого параллельного кино
(Юхананов, Алейниковы). И наоборот, существуют видеофильмы, которые
на первый взгляд, похожи на документальное кино. А видеоарт, созданный
с использованием компьютерной графики и анимации, который, действительно,
напоминает телевизионные клипы и рекламные ролики. Но, на самом
деле, современное искусство и, в частности, видеоарт первичны
по отношению к рекламе и ТВ, именно они часто разрабатывает новые
ходы, которые реклама и ТВ быстро начинают использовать в своих
целях.
Кроме того, клиповое сознание – особенность сегодняшнего времени,
и оно проявляется как в клипах MTV, так и в современном искусстве.
На примере видеоарта это особенно хорошо заметно
2. Как собирать видеоарт?
В России рынок на видео только начинает формироваться. Лично
я видела пока в открытой продаже видеокассеты только двух наиболее
популярных авторов – перформансы Кулика и видео группы «Синие
Носы». Их продавали на Арт-Москве. Но если поехать заграницу на
международную художественную ярмарку - например, Арко или Арт-Базель,
то там выбор достаточно велик.
Если речь о серьезном коллекционировании, то видео лучше приобретать
через галереи вместе с правами. Для этого необходимо консультироваться
у кураторов и галеристов, следить за художественной ситуацией.
В Москве видеоарт продают, например, галереи XL, Гельмана. Появляются
также новые галереи, интересующиеся к видео и обладающие большими
возможностями, например, Ruarts
Можно скачать видео из Интернета: существуют специальные сетевые
коллекции, и это отдельный рынок.
На самом деле, редкие коллекционеры собирают только видеоарт.,
чаще коллекция бывает смешанной и включает также интерактивные
инсталляции, объекты….
. Если же говорить о потребительском интересе, то есть более дешевые
и доступные способы собирать видеоарт. Институции, такие как ГЦСИ,
периодически выпускают DVD, посвященные отдельным художникам и
жанрам, например, с видео документацией перформансов. Большая
работа в отношении видео проделана МедиаАртЛабом, также выпускающим
диски и книги на эту тему.
3. Что посоветовать начинающему коллекционеру по формированию
коллекции видеоарта?
Прежде всего, думаю, необходимо сориентироваться в современном
искусстве, походить на крупные выставки, почувствовать его дух.
Для этого сегодня существует много возможностей: отличная программа
в клубе «Синефантом», где показывают параллельное кино и видеоарт,
выпускается специальная газета, устраиваются обсуждения. Программа
«Культура» регулярно показывают специальные передачи, посвященные
этой теме, такие как «От «Киноавангарда к видеоарту» К. Разлогова,
«Форма» В. Мизиано Существует множество видеофестивалей, например,
«СТЫК» (в Москве), есть также видеофестивали в Новосибирске, Волгограде,
Канске...
Ну и, конечно, обзавестись плазменной панелью или видеопроектором.
4. Как составить экспозицию видеоарта?
Прежде всего, необходимо отнестись к интерьеру квартиры как инсталляции,
создать правильную среду, атмосферу, в которой будет приятно смотреть
видеоарт. Интерьер квартиры должен включать работу со светом,
предполагать возможность разнообразного затемнения, а также удобное
место для просмотра. Совсем не обязательно проецировать видео
на стену ли смотреть на экране. Я только что приехала с Венецианской
биеннале., где одним из самых сильных моих впечатлений был просмотр
видео модной швейцарской художницы Пиппилотти Рист: зрители лежали
на специальных мягких матрацах и смотрели вверх, на потолок церкви,
куда проецировалось видео.
Существуют работы, покупая которые вы уже отчасти решаете проблему
экспозиции. Например, большие картонные коробки группы «Синие
Носы», на дно которых проецируется смешное видео, сами по себе
уже являются объектом экспозиции.
Кроме того, видео нередко рассматривается как продолжение картины
и экспонируется в домашних условиях соответственно – видео панель
в золоченой раме вешается на стену в (такие панели также можно
купить на ярмарках).
6. Кто из русских художников-видеартистов нынче в моде?
Если в 90-ые больше был спрос на более развлекательное или новотехнологическое,
компьютерное видео, то сейчас в моде скорее более тонкое, интеллектуальное
видео «для продвинутых» – Виктор Алимпиев, Ольга Чернышева, Дмитрий
Гутов, Синий Суп, Людмила Горлова, Дмитрий Виленский, группа «Зер
Гут», Цапля с Глюклей.
Ну и, конечно, не могу не назвать группу, с которой работаю я
– ESCAPE.
Но для вечеринки скорее подойдут более веселые и зрелищные работы,
которых я упоминала выше, поэтому, конечно, лучше иметь в своей
коллекции разных авторов.
7. Кто из западных?
Помимо видео классиков, основателей жанра, таких как Нам Джун
Пайк, Бил Виола, без которых не обходится ни одна большая выставка,
наиболее популярны сегодня мэтры среднего поколения, такие как
Мэтью Барни, Ширин Нешат, Бьорн Мельхус. Из более молодых авторов,
судя, опять же, по последней Венецианской биеннале, а также Московской,
модными сейчас являются Джун Нгуен-Хацушиба, Эне-Лиз Семпер, Пилар
Альбаррасин.
8. Сколько стоит видеоарт?
Цена связана в первую очередь с изданным количеством копий, если
тираж маленький – до 10 копий, то короткое, 10-минутное видео
может стоить порядка 2000 Euro. Если же тираж большой и предполагаются
последующие тиражи, то копия может стоить примерно 30 Euro и продаваться
довольно широко.
Также цена повышается в зависимости от карьерных успехов художника.
9. Каковы перспективы этого искусства?
Видео – очень перспективное искусство. Неслучайно оно постепенно
захватывает рынок, вытесняя другие жанры.
Сегодня появилось новое поколение состоятельных людей, которые
выросли на новых технологиях. Собирая видеоарт, они чувствуют,
что будущее этого жанра зависит во многом и от них.- от того,
как они сделают свой творческий выбор, проявят свой вкус. Сегодня
собирать видео коллекцию еще супермодно, но скоро станет обычным
делом, так что надо спешить.
|
|