|
|
|
Лиза
Морозова :: Портфолио
:: Тексты
"Небольшая и недолгая выставка отменно прогрессирующей художницы" К. Агунович, «Афиша» №20 (88) 30.10.06. Стр.111-112
2 ноября - 2 ноября Белка & Стрелка 571 07 98, наб. реки Фонтанки, 127
Первая премия в современном русском искусстве «Черный квадрат» досталась группе Escape (и Морозовой Лизе в том числе); помню, как члены жюри удивлялись сами себе, как это у них получился такой итог, — даже Escape , показалось, удивлялись меньше. Хотя удивлялись, конечно, тоже. Но все-таки это ж художники: надо понимать, каждый в душе полагает именно свое искусство совершенным и достойным, так что удивлялись Escape все-таки меньше. Их видеоинсталляция «Квартет» так проста, что ее, казалось, можно было не делать, заявка на участие в конкурсе описывала идею полностью: на экране скрипичный квартет исполняет Бетховена ( op . 18, №4), но в фонограмме вместо Бетховена звучит Шостакович (№8). Всё. Плюс эмоциональный текст на стене про трудности диалога в этом мире. Просто, доходчиво, красиво — «элегантный этюд», как выразилась председатель жюри Екатерина Деготь. Жюри, не переставая удивляться, огласило в «Балчуг Кемпински» свой вердикт; таким очень достойным образом оказалось увенчано пяти-, что ли, летнее к тому моменту существование группы Escape на художественном горизонте города Москвы.
Образ горизонта здесь очень подходит, по-моему. Он передает степень отдаленности от московского галерейного мейнстрима, которая отличала искусство Escape на раннем этапе: маловнятные, себе на уме, перформансы, маловыразительные объекты, подручные дешевые материалы, много желания быть актуальным, держать нос по ветру — что там сейчас в моде? — ковыряние в среде, художественной и социальной (никакого на самом деле эскапизма). Спорадическое вовлечение в свою деятельность чуть ли не всех московских художников без разбора, хороших и не особенно; провокации, на которые надо было как-то специально себя заставлять вестись; постоянные напоминания, что неправильно говорить «группа Escape » — надо «программа Escape »; постоянная активность без выдающихся результатов. «Современное искусство — это когда смешно, но не очень», — сказал один замечательный художник; если он прав, Escape — образцовое современное искусство.
Горизонт — первое, что мы видим в самой известной на данный момент работе Escape , интерактивной видеоинсталляции « Too Long to Escape »: ровное снежное поле, пронзительно-голубое небо с облачками, на горизонте поначалу почти незаметны четыре фигурки в красных комбинезонах (участники группы), которые движутся навстречу зрителю; интерактивность заключается в том, что благодаря специальным датчикам, установленным в зале, скорость движения «искейпов» к зрителю зависит от количества зрителей: чем больше, тем быстрее. Правда, мило? И опять-таки, просто. В концепции писали о «самоиронии по поводу стремления к успеху у массовой аудитории»; трудно сказать, чего у «искейпов» все-таки больше: самоиронии или действительного стремления к успеху, — но штука у них получилась и правда замечательная. Очень эффектная. За которую было ничуть не стыдно на Венецианской биеннале в прошлом году (отчего, впрочем, не становилось меньше удивления, что Escape попали и в Венецию. Свет что ли клином на них сошелся?!).
Мы, наверное, еще раз вспомним о горизонте, если заберемся под крышу дома 127 по Фонтанке, где в мастерской Виталия Пушницкого раз-два в месяц случаются скоропалительные выставки, на один вечер, — и вот Лиза Морозова, участница Escape , намерена сделать какой-то перформанс и показать какие-то объекты или принты (что-нибудь на феминную, надо думать, тематику); вряд ли видео: на чем его показывать? Мы, наверное, еще раз удивимся: чердак — странноватое все-таки место для успешной художницы (венецианская участница все-таки, реально звездный статус); Лиза и сама удивлена: после Венеции, по идее, должны бы на части рвать, но не рвут что-то; вот позвали в «Белку & Стрелку» — и она едет.
|
|