|
|
|
"My
shopping",
перформанс, фестиваль городского перформанса "Коллекция Лето"
|
В Интернете |
Пресса:
Недели полторы назад на Новодевичьем кладбище прямо среди могил
один вполне живой молодой человек снимал гипсовую маску с другого
такого же. Это - одно из действ фестиваля уличных перформансов,
организованного группой "Лето". В то же самое время в
районе станции Лобня с десяток человек кидались картошкой в неработающие
часы. Это - новый перформанс легендарной группы "Коллективные
действия". Большого стечения публики на этих акциях не было.
Означает ли это, что их участников постигла неудача? Разобраться
в этом попытался корреспондент "Власти" Федор Ромер.
Ничего не надо, кроме шоколада
До Лобни я не доехал, но на фестиваль перформансов "Коллекция
Лето", кочевавший по всей Москве, старательно отходил все пять
дней. В том числе из чисто журналистского интереса. Ведь про художественную
ценность перформанса как жанра современного искусства нашей милиции
пока еще не объяснили, а места для самовыражения перформансисты
выбрали самые вызывающие - не только Новодевичье кладбище, но и
Соборную площадь Кремля, садик перед Пушкинским музеем, Новый Арбат
и смотровую площадку на Воробьевых горах. Это не поле под Лобней.
Да и группа "Лето", состоящая из художников преимущественно
молодых,- не классические, музеефицированные уже "Коллективные
действия": от "Лета" можно ждать подвоха и провокации.
В надеждах своих обманут я не был. Фразы "Кто старший?"
и "А у вас разрешение есть?" звучали с завидным постоянством
- четыре фестивальных вечера из пяти завершались явлением милицейского
наряда. Но стражей порядка беспокоили в том числе вещи совсем уж
безобидные: например простая съемка на видео-и фотокамеры в Новоарбатском
гастрономе - фиксировалось то, как художница Лиза Морозова, только
начинавшая свой перформанс, закупала продукты (с тем чтобы сцепить
их потом друг с другом и тащить за собой по Арбату этот длинный
продовольственный паровозик).
Такая повышенная нервозность соответствующих органов, как принято
считать, перформансистам только на пользу. "Если уж ты вышел
на улицу и вместо рисования или хотя бы фотографирования
встраиваешь на скорую руку какой-то театр, значит, - справедливо
размышляет благонамеренный зритель, - хочешь привлечь мое внимание.
На выставку я не пошел бы, на картину смотреть не стал бы - своих
дел по горло. А тут иду в магазин, а навстречу какая-то дурная девка
волочет по тротуару кусок мороженой рыбы. А за ней идут еще три
дюжих милиционера. Ну, тут уж я, конечно, посмотрю на эту больную".
Но на самом деле привлечение повышенного внимания к перформансу
- задача, стоящая не всегда и не перед всеми. В тот же вечер, когда
милиция героически боролась с вооруженными шпионской оптикой зрителями
Лизы Морозовой, по Новому Арбату разгуливал другой молодой художник
- Темур Козырев. Он вполне в духе уличных рекламщиков был одет в
цветастый костюм клоуна и раздавал всем проходящим бумажки-флайеры.
Но на них вместо сообщений о распродаже летней коллекции чего-нибудь
или предложений быстро застеклить окна по сходной цене было маленькими
буковками написано: "Спасибо, что взяли этот листок".
А большими: "Мне ничего от вас не нужно". И под этими
словами подписались бы все участники групп "Лето", "Коллективные
действия" и многие другие современные перформансисты. Хотя
когда-то все было, конечно, совсем иначе.
"Общественной опасности не представляют". Федор Ромер.
"Коммерсант Власть". 25.09.2001. Стр.34-35.
|
|
|