Март 2003, "Беззащитные и злые", L-галерея, Москва
Куратор Боряна Драгоева

"Маргинальный пол", инсталляция



Пол (floo) - символическое основание.

Сегодняшний мир, лишенный основы, лишен целостности и следовательно, пола (floo). Многие проблемы современности - например, самоидентификации, Родины, языка - можно рассматривать поэтому как "проблемы пола (floo)" . (Вспомним инсталляцию Хааке "Германия" на Венецианской Биеннале 1993).

По новому полу (floo), лишенному центра, ходят люди - мужчины и женщины, каждый из которых по-своему маргинален по отношению к утерянной целостности, перед которой они все равны.

Эти новые люди составляют новый пол (gender), пол маргиналов, или маргинальный пол. Это все мы, которые и являются экспонатами этой выставки.




Пресс-релиз:

На фоне нестабильной международной обстановки, технологической революции, тотального кризиса современной эстетики и философии проблемы маргинальности приобретают особое значение. Этой теме посвящен интернациональный в художественный проект известного болгарского куратора Боряны Драгоевой "Беззащитные и Злые", стартовавший 19-го марта в "L"-галерее.

Проект выходит за рамки узкого понимания феминистских проектов как проектов, сделанных женщинами и посвященных проблемам женщин, поскольку оно провоцирует восприятие женских работ как высказывания меньшинств, маргинальной группы, требующей особой репрезентации.

Напротив, проект "Беззащитные и злые" декларирует всеобщее равенство маргиналов. Такой подход отменяет метод традиционных бинарных оппозиций, сопутствующий проектам, связанным с гендерной проблематикой.

Граница между маргинальностью и центром изменчива и подвижна. Никто и ничто не может быть сегодня Центром, не являясь обладателем какого- нибудь маргинального качества.

Выставка "Беззащитные и злые" тематизирует взаимоотношения с Большим Другим - тем раздражающим фактором, само существование которого вызывает отторжение и ксенофобию. Проект также касается проблем агрессии как способа выживания маргинальности, ее стремления к доминации.

Для участия в настоящем проекте были приглашены художники, чьи работы напрямую связаны с данной темой. Являясь частью "мейнстрима", они между тем определяют себя как часть тотальной маргиналии или репрезентируют наиболее яркие ее признаки, "маргинальный бренд". Помимо женщин-художниц, принимают участие чат-робот и мужчина.

Многие участники проекта больше известны на Западе и впервые демонстрируют свои работы в московской галерее.


Пресса:

…" О нем-то, о поле, и сделана лучшая, пожалуй, работа выставки -"Маргинальный пол" (автор Лиза Морозова). Художница закрыла линолеум фальшполом, оставив посередине небольшой прямоугольник реального пола галереи. Работа несла в себе остроумное содержание. Построенное на игре слов: "пол" как поверхность, уравнивающая зрителей и вообще всех людей и "пол" как "sex", то есть величина, задающая неминуемую иерархичность. С другой стороны, по форме произведение Морозовой нужно отнести к классике нонспектакулярного искусства: достаточно сказать, что теоретик и главный адепт нонспектакулярности Анатолий Осмоловский работу Морозовой так и не обнаружил".

Богдан Мамонов "Художественный журнал" № 51-52. Стр. 104


Участники:

Вероника Бромова 1966 (Чехия).
Фотосерия Вероники Бромовой "АФРО" (в ней в качестве модели выступает сестра художницы) - декларация возможности прикосновения к Другому, того ритуального Жеста, после которого страх исчезает.


Кай Калйо 1959 (Эстония).
Ее видеоработы насыщены самоиронией, провоцирующей новое отношение к проблемам повседневности. Видеоработа "Домашнее насилие" посвящена исследованию того, что остается, когда уходит любовь.


Лиза Морозова 1973 (Россия)
"Маргинальный пол" (инсталляция).

С помощью игры слов художница делает всех зрителей участниками своего произведения.


Рассим 1972 (Болгария)
В ходе видеоперформанса ("Коррекции") Рассим изменяет свое психическое и физическое состояние, уничтожая телесные различия между людьми разных вероисповеданий.


Боряна Драгоева 1972 (Болгария)
"Мальчики любят своих мальчиков, девочки - своих девочек". Работа представляет собой видеомикс. На одной из танцевальных площадок танцуют две маленькие бездомные девочки, на другой - двое мужчин с подчеркнуто криминальной внешностью. Обе пары агрессивно стремятся обратить на себя внимание зрителей.


Чат-робот Спукибот
качественно отличается от других чат-ботов, поскольку его базовый алгоритм, разработанный группой "СуперНова", предусматривает возможность его дальнейшего обучения. Робот способен поддерживать разговор с собеседником, успешно симулируя полноценную, крайне эмоциональную и парадоксальную, личность.

Вместе с ним выставляется 3Д-графика, также сделанная группой "СуперНова", посвященная социализации роботов в человеческом обществе.


История | Проекты | Галерея | Участники | Пресса | Контакты