|
|
|
"Границы",
галерея "Spider & Mouse", Москва
"Обозначение тела", перформанс
Август
1995.
Летние школы "Интерстудио"
Запасной Дворец, Царское Село
Материалы:
зеркало, маркер, наклейки с различными изображениями.
Действие:
Я медленно раздеваюсь перед зеркалом.
Я последовательно называю каждую часть своего тела.
Я пишу название частей тела на зеркале.
Я обвожу их, стирая надпись.
Я создаю своего зеркального "двойника".
Я наклеиваю на полученное изображение картинки.
Я одеваюсь.
Продолжительность: 45 минут.
P.S. Перформанс делался перед видеокамерой, без зрителей.
Пресса:
ЗЕРКАЛЬНОЕ ТЕЛО ЛИЗЫ МОРОЗОВОЙ
Сергей Серегин
Алиса, заглянувшая в зеркало, себя в нем не увидела, а если бы и
увидела, то не узнала бы. И она совершенно права в своем неузнавании,
потому что тот, кто не "я" - тот Другой (а - Лиса), тем
более, когда он за стеклом. Котенок или щенок стремятся дотронуться
до отражения или смотрят за зеркало: они полагают, что другие котенок
или щенок играют с ними. Аписа же, если по Кэроллу, вообще видит
все, что угодно, кроме своего двойника. Да ей и не нужно это отражение,
она вполне принимает себя, не собирается от себя удаляться, чтобы
увидеть Алису со стороны. И в нашем случае, у Лизы-ребенка нет потребностей
в разглядывании зазеркальной а-Лизы. Себя узнают не в отражении,
а в ощущении я-эдесь-и-телерь-существую.
Пока отсутствует "я", способное быть выделенным из целостного
состояния, отсутствует и потребность в Другом. Или так: пока центр
и периферия слиты с "я", нет и границы, отделяющей "я"
от Другого. Другой есть не более, чем территория, оккупированная
"я". Познание "я" осуществляется не путем разглядывания,
а путем ощупывания, когда "я" коммуницирует с "я".
Здесь и вообще-то нет еще никакого тела (по крайней море, как проблемы
или вопроса) - одно летящее в Пустоте "я". Поэтому, наверное,
дети перформансов и не депают, или, точнее, только перформансы-то
они и делают, только в перформансном состоянии существуют.
Самоидентификация идет параллельно с дискре(т)дитаций первоначальной
континуальной цельности "я", предполагающее себя как центр,
способно выделить себя из тела, выделить собственное тело как тело
Другого. Этого Другого "я" и хотело бы разглядеть в зеркале.
Больше того, "я", возжелавшее возвратиться к континуальной
цельности Самости, должно принять Другого, присвоить его в качестве
Своего-Другого, перед тем отделив Другого от себя окончательно и
пересоздав таким образом, чтобы "я" и Другой имели возможность
слиться.
"Зеркальный" перформанс Лизы можно прочесть как ритуал,
включающий в себя несколько этапов:
1 этап. Подготовка ритуального пространства и атрибутов ритуала.
2 этап. Снятие одежды как наиболее сильного обозначения социальности,
десоциализация тела. Снятие креста - возвращение Другого к исходу,
к дорепигиозному состоянию некрещеного младенца - регресс и выпадение
тела из под опеки высших сип.
3 этап. Вызывание к жизни отдельных частей нового дубль-тела, вербальное
обозначение (называние), письменное (невербальное) обозначение,
создание (рисование) идеального дубль-тела по образцу старого тела
- поскольку новое тело, чтобы не прервалась преемственность и цикличность
времени, должно обладать всеми признаками и свойствами старого.
4 этап. Возрождение тела посредством анимации дубль-тела и слияния
анимированного идеального тела с "я".
5 этап. Символизация дубль-тепа в качестве архетипа телесности.
"Я" присвоило тело-Другого, Лиза отходит от зеркала, но
в нем (в зеркале) остается идеальное дубль-тело, тело архетип -
новый Другой. И всегда есть соблазн перевернуть оппозицию, предположить,
что Лиза ("я") и а-Лиза (Другой) поменялись местами. Да
известно ли мне доподлинно, где бытийствует "я" - по ту
или другую сторону зеркала? И что вообще остается от тепа, прошедшего
зеркальные пертурбации? Не улыбка ли Чеширского Кота? Или просто
- улыбка. Пожалуй, немного грустная...
Каталог выставки "Границы". Галерея Spider&Mouse,
Москва. Сентябрь 1995
|
|
|