"Win/lose"
Лиза Морозова, фотовидеоинсталляция;
В РАМКАХ ФЕСТИВАЛЯ МОЛОДОГО ИСКУССТВА ГЦСИ "СТОЙ! КТО ИДЕТ?"


Пресса:

Что значит выиграть или проиграть в современном искусстве? Что значит выиграть или проиграть в жизни? Выиграть?/Проиграть? Для кого-то это одно и то же, для кого-то два совершенно не связанных друг c другом вопроса.

Так и пишем - через слеш "win/lose".

Эти вопросы логично и естественно возникают в жизни человека и творчестве художника на том этапе, когда пройден определенный путь, достигнут какой-то успех и необходимо совершить выбор, чтобы сделать следующий шаг.

Применительно к Лизе Морозовой, чья первая персональная выставка открылась в галерее ESCAPE, можно сказать, что тема "win/lose", внутреннего и внешнего успеха появляется уже после того, как ею отрефлексирован опыт ученичества и пребывания в царскосельской группе "Запасной выход". И как некоторый итог почти пятилетней работы в группе ESCAPE, увенчавшейся в этом году заслуженным успехом, - первая крупная премия на авторитетнейшем фестивале ("Мастерские Арт-Москва"), последовавший за ней ряд приглашений к участию в солидных проектах. Наконец - экспозиция на "Смотровой площадке", где группе пришлось бросить ретроспективный взгляд на саму себя. Тут, кстати, ESCAPE увидела собственную историю как историю реинкарнаций Лизы Морозовой в проектах группы - знаково. Знаковой кажется и последняя публикация художницы ("ХЖ" № 50), посвященная школе Юрия Соболева, учителя и гуру Морозовой.

Таким образом, и для самой художницы, и для всей программы ESCAPE выставка Лизы Морозовой стала логичным завершением какого-то внутреннего цикла и смотрелась как итог. Как знак перехода к новому состоянию.



"Win/lose", однако, не наметила резкой смены языка, которым говорили прежние проекты Лизы Морозовой. Та же установка на многозначность, минимализм жеста, характерный для Лизы автобиографизм и удивительно свободный синтез технологий.

Многочисленные предметы - в основном съедобные - сняты так, что создается ощущение неисчислимого множества. На каждой фотографии в это множество включен предмет, родственный массе, но визуально отличающийся от ее составляющих. То есть из массы выбивающийся. Среди грязной картошки - одна чисто вымытая, в грозди черного винограда - белая ягода, в сетке с сырыми яйцами - одно вареное и очищенное...

Метафора win/lose достаточно условна, как оказалось. Здесь прежде всего прочитывается история про "белую ворону". (В том случае, если, кроме фотографий, ничего не видеть.)

Но Лиза Морозова попутно вовлекает зрителей в некое действо (которое для каждого становится цельным - с завязкой, кульминацией, развязкой, даже интригой) и включает в экспозицию видеоинсталляцию. Все это разрушает бинарную однозначность фотоизображений.

Что же существует помимо везения-невезения? Вот Сталкер, одаренный сверхчувствительным психическим аппаратом человек, - он win или lose? Получив то, чего нет у других, он, на их взгляд, скорее проиграл. Его дар выглядит наказанием, знаком проигрыша. На самом деле вопрос не в этом. Аутсайдер обитает вне шкалы "win/lose", он только провоцирует двоих (удачливого и неудачника) на размышление о смысле и существенности их собственного статуса (win/lose).

Почему Сталкер? Сама инсталляция вызывает ассоциации с фактурой фильмов Тарковского. Проецируемое на стену изображение старого водопроводного крана, звук падающих капель - медитативная фактура, напоминающая именно бедное красками, как будто монохромное пространство экранизации "Пикника". И те же вода, монотонный звук здесь дают образ того же - не бесконечного, но безграничного времени человеческой жизни, протекающего так же размеренно и необратимо, как движется пленка. По полу галереи разбросаны лотерейные билетики "Спринт". Можно поднять любой. Можно при этом поддаться искушению азарта и пожелать себе удачи, вскрывая его. Напрасно: даже если выпадет выигрыш - получить его невозможно. Так же, как невозможно выиграть.



Вопрос - есть ли при таком раскладе проигравшие? И следующий: есть ли смысл задаваться этим вопросом?

Может быть, просто надо жить. В искусстве. Быть белой ягодой винограда. И когда перед тобой будут проходить люди, считающие себя удачливыми или невезучими, давать понять им, что "единственный" - это категория, где любые различия уже не работают.

Андрей Кудряшов "Художественный журнал", № 54, 2004


Пресс-релиз

Лиза Морозова - фигура на московской художественной сцене достаточно известная. Вышедшая из культовой Царскосельской группы "Запасной выход", где была одной из самых талантливых учеников знаменитого Юрия Соболева, закончившая в Москве школу "Новые художественные стратегии", член программы ESCAPE, чью роль трудно переоценить, художница не первый год активно работает в жанрах перформанса и инсталляции. Наконец, Лиза - ведущий редактор "Художественного журнала", а также профессиональный психолог и психотерапевт, автор текстов по психологии современного искусства, удачно совмещающий художественное творчество с научным (это еще одна из граней таланта Морозовой).

И все-таки, несмотря на все эти блестящие достижения, Елизавета находится скорее на периферии магистральных потоков актуального искусства и воспринимается как автор маргинальный и нетипичный. Теме маргинальности и посвящен проект Лизы Морозовой "Win/lose".

Для художницы характерно специфическое понимание феномена успеха. Действительно, это понятие амбивалентно, а его критерий зыбок и относителен. Вместе с тем, тот, кто выпал из общепринятого стандарта успешности, может оказаться полноценен внутри другой системы ценностей. Таким образом, проблема состоит не в том, чтобы добиться успеха (поскольку это невозможно, если критерии успеха неопределенны), а в том, чтобы найти систему координат, в которой наше бытие начинает восприниматься как успешное.

Как и вся программа ESCAPE, Лиза Морозова рассматривает человеческую жизнь и в особенности жизнь художника как искусство. Но для того, чтобы его жизнь стала искусством, художник должен быть равен сам себе, а не вступать в соревнование, навязываемое обществом потребления и рекламой, задающей оппозицию "win/lose" Уникальность жизни художника и его персональной истории - единственно возможный его выигрыш и успех. Это нередко делает художника маргиналом, но в этом, считает Лиза Морозова, его неизбежная судьба.

Любопытно, что для иллюстрации своей идеи автор выбирает тип репрезентации, характерный для рекламы. Это неслучайно: ведь реклама как ничто другое использует успешность как основную стратегию соблазна. При этом реклама предлагает предметы, которые вне параметров, заданных этим обществом и этой рекламой, не могут претендовать на истинную соблазнительность. Художница, с одной стороны, вскрывает этот механизм, а с другой - использует его оболочку для демонстрации своей мысли.

(Такая стратегия характерна также для всей программы ESCAPE, рассматривающей свою деятельность как вирус в теле системы. Однако группе, да и самой Лизе Морозовой, не следует забывать о том, что вирус существует постольку, поскольку существует система, а значит, такой путь заведомо не ведет к свободе.)

Богдан Мамонов



История | Проекты | Галерея | Участники | Пресса | Контакты