"1270919", Б. Мамонов, перформанс.

Пресс-релиз к выставке Богдана Мамонова в галерее Escape
"Сто двадцать семь ноль девять девятнадцать"


Сегодня конъюнктура масс-медиа требует от художников "непристойной видимости и масс-медийной призывности". Еще со времен Адорно известно, что даже в социально развитых обществах фундаментальные художественные достижения возможны в областях умеренного общественного интереса. Нас, художников, одержимых "сопротивленческим" пафосом, такое положение дел не может устраивать, поэтому сегодня мы заинтересованы в создании пространств, ни в коей мере не интересных СМИ. Только создав такие пространства, художники могут рассчитывать на обретение независимой позиции.

В настоящий момент в Москве действует несколько творческих групп художников, работающих в стиле так называемого нонспектакулярного искусства, или, точнее, нонспектакулярных форм драматизации. Это новое искусство видит своей задачей не столько критику механизмов капиталистического общества, сколько максимальный уход и от репрезентации как фашизоидного типа деятельности, и от прямой критики. Наша задача - обнаружить мельчайшие зазоры в непроницаемой броне системы, оккупировать их и уже оттуда осуществить подрыв, нарушая тотальную коммуникацию. Тщеславию, жадности и похоти современного искусства мы противопоставляем смирение, молчание и аскетизм формы. Нам смирение представляется сегодня наиболее эффективной критической позицией, поскольку прямая критика стала неотъемлемой частью капиталистической системы обмена. Опыт участия зрителя, прежде всего, интересен тем, что, по нашему мнению и по мнению активистов этой практики, наиболее адекватное ее понимание возможно через соучастие, ведь по определению нонспектакулярное искусство - это искусство вне зрелищного аспекта изобразительности. Поэтому не будет большим преувеличением сказать: нонспектакулярное искусство нельзя увидеть, в нем можно только принять участие.

Богдан Мамонов. Анатолий Осмоловский




06.02.02. Богдан Мамонов "1270919", галерея Escape, Москва

В Москве постепенно активизируется движение нонспектакулярного искусства, возглавляемое Анатолием Осмоловским и художниками программы Escape. Термин "нонспектакулярность" был "занесен" в Москву Осмоловским, впечатлившимся на последней люблянской Манифесте перформансом польского художника Альтхаммера, в ходе которого он нанял группу актеров, игравших на городской площади обычных людей, которые читали на скамейках газеты, целовались или просто прогуливались, полностью сливаясь с жизненным потоком. В определенный час они одновременно вставали и уходили.

В целях пропаганды невидимого искусства в стенах галереи Escape прошли 2 нонспектакулярные акции. Первая из них была инициирована самим Осмоловским, пригласившим 13 ведущих критиков на торжественный банкет с шикарным угощением, в ходе которого он развернул дискуссию о том, каким они хотели бы сегодня видеть искусство. Критики недоверчиво поглядывали на известного радикала в ожидании провокации, однако их ожидания не оправдались. Лишь перед самым уходом, стоя в дверях, каждый из гостей неожиданно получил в руки конверт с письмом, обращенным лично к нему и содержащим скрытое ЦУ и программу дальнейших действий.

Нонспектакулярная вербовка продолжилась акцией Б. Мамонова "1270919" (телефон галереи Escape). На белые стены были нанесены почти незаметные рисунки из тех, что каждый не раз рисовал во время надоевшего телефонного разговора. В центре выставочного пространства на столе стоял красный телефон, который регулярно звонил. Художник (находящийся во время выставки у себя дома) вызывал к телефону поочередно каждого из зрителей, заранее подготовив для каждого из них персональное послание (фрагмент философского текста), задание, которое нужно было тут же выполнить, или просто вступал со зрителем в задушевную беседу.

Если первая акция воспроизводила ситуацию подкупа, и таким образом приобретала, как обычно у Осмоловского, политический оттенок, то вторая, хотя тоже отсылала к фигуре власти, но также и иронизировала над модернистким пониманием роли художника как медиума, проводника Истины-в-последней-инстанции.

Лиза Морозова


История | Проекты | Галерея | Участники | Пресса | Контакты