Неудивительно, что в современном учебнике культурологии перформанс описывается только как «отличное рекламное средство», дающее возможность повысить цены на свои работы.

Оцените материал

Просмотров: 28768

Рекламный перформанс, или Слон в посудной лавке

Лиза РњРѕСЂРѕР·РѕРІР° · 18/02/2010
Реклама становится все прогрессивнее, а искусство?

©  R&I GROUP

Рекламный перформанс, или Слон в посудной лавке
В профессиональных журналах по рекламному делу в последние годы все чаще используется термин «рекламный перформанс». К этому методу относятся «человек в витрине» (вариант реалити-шоу), уличные розыгрыши, мистификации, действия необычных персонажей. Специалистами он рекомендуется как весьма эффективный — наряду с флешмобом, использованием слухов и шокированием.

Честно говоря, у меня формулировка «рекламный перформанс» вызывает стойкий когнитивный диссонанс. Но в данном случае это даже хорошо: такое сочетание слов, проблематизируя отношения перформанса и рекламы, дает возможность поговорить о «рекламной» (в широком смысле) функции перформанса в искусстве. Должен ли перформанс быть «двигателем торговли» или «двигателем прогресса», катализировать мыслительный процесс зрителя, историю искусства или карьеру художника? Возможно ли убить нескольких зайцев одновременно?

©  R&I GROUP

«Женские  бои в шпаклевке», 2006. Работа со специфической целевой аудиторией  с использованием SEXVERTIZING (сексуальных триггеров),  проект рекламного агентства R&I GROUP. Для продвижения шпаклевки Unis на московских строительных рынках девушки

«Женские бои в шпаклевке», 2006. Работа со специфической целевой аудиторией с использованием SEXVERTIZING (сексуальных триггеров), проект рекламного агентства R&I GROUP. Для продвижения шпаклевки Unis на московских строительных рынках девушки "отделывали" друг друга и "стирали в порошок"

Можно сказать, что в истории искусства ХХ века перформанс был на протяжении долгого времени «рекламной акцией» в высшем смысле этого слова, «Благой вестью». С его помощью заявляли о себе новые направления в искусстве, именно в нем в 1920—1930-е годы художники апробировали новые идеи. Когда определенная школа заходила в тупик, художники также обращались в поисках выхода к перформансу. Живой жест постоянно использовался как орудие против условностей уже признанного искусства. Именно за эту радикальную позицию его по праву называли авангардом авангарда и катализатором истории искусства ХХ века. Но с 1960-х годов началась «канонизация» перформанса, он был выделен в качестве отдельного жанра и постепенно начал становиться карьерно-рыночным механизмом.

Подобно хозяину посудной лавки, который арендовал слона, чтобы вызвать скандал и увеличить продажи (хрестоматийный пример «провокационной рекламы», художники стали использовать акцию как средство самопиара, способ прорекламировать себя в качестве бренда. При этом акция часто переставала быть самостоятельным произведением, а использовалась в качестве «попутки». Особенно ярко это проявлялось порой в московском акционизме, у Young British Artists. Когда цели были достигнуты, «слон» оказался не нужен.

©  R&I GROUP

Hara-Kirin «Бешеные сумоисты», 2007. Вывод на рынок японского пива Kirin Ichiban, технологии провокационного и вирусного маркетинга. Проект  рекламного агентства R&I GROUP

Hara-Kirin «Бешеные сумоисты», 2007. Вывод на рынок японского пива Kirin Ichiban, технологии провокационного и вирусного маркетинга. Проект рекламного агентства R&I GROUP

Неудивительно, что в современном учебнике культурологии перформанс описывается только как «отличное рекламное средство», дающее возможность повысить цены на свои работы. В качестве примера приводится «Фундаментальный лексикон» Гриши Брускина, ставшего, как известно, в 1988-м героем первого аукциона современного искусства в СССР.

В то время как искусство сегодня все больше становится гламурным, чистеньким, стерильным, реклама, наоборот, умело использует находки современного искусства и ставит перед собой вполне инновационные задачи: преодолевать культурные и национальные барьеры и стереотипы, нарушать табу, выводить сознание потребителя за пределы обыденного, развивать у него чувство юмора. Она уже не навязывает, как раньше, покупку, а пользуется более тонкими, косвенными методами — создает интригу, которая действует сама по себе. При этом вовсю используются интерактивность, мультимедийность, новые технологии; выбираются нестандартные фотомодели и места экспонирования рекламы (мусорные баки, потолок); эффект достигается минимальными средствами.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:6

  • arist· 2010-02-18 20:09:22
    Лиза наконец осознала, то что случилось около 10 лет назад, лучше поздно чем никогда.
  • kustokusto· 2010-02-18 23:06:21
    БЕСКОРЫСТИЕ! Но Бес Корыстия - набирает вес. Публика ещё не прошла школу обмана. (по мелочам прошла - а в большом - дети). И ещё - искусство - вещь затратная - финансировать его может только "верхний" класс - но его сегодняшнее качество не оставляет надежд. Философ Цветков говорит о "третьем пути". Наверно он прав:
    http://www.chaosss.ru/xaoc/nonstop7.html
  • antosha· 2010-02-19 00:08:39
    отличное видео перформанса с клоуном, художника зовут Темур Козырев
Читать РІСЃРµ комментарии ›
Р’СЃРµ новости ›
Самое читаемое