В Нью-Йорке даже перформанс смогли превратить в художественный истеблишмент
© Photo by Paula Court, courtesy of Performa
Mike Kelley, Extracurricular Activity Projective Reconstruction #32, Plus, a Performa Commission, 2009
В Нью-Йорке завершилась третья биеннале перформативного искусства «Перформа» — трехнедельный междисциплинарный марафон, проводящийся с 2005 года. Одновременно «Перформа» является некоммерческой организацией, занимающейся исследовательской и просветительской деятельностью и призванной «изучать критическую роль живого выступления в истории искусства ХХ века, а также поощрять новые направления в перформансе XXI века».
Начиналась «Перформа» с активности небольшой группы энтузиастов во главе с искусствоведом и куратором
РозЛи Голдберг, известной своей РєРЅРёРіРѕР№ В«Рскусство перформанса — РѕС‚ футуризма РґРѕ наших дней», выдержавшей уже РЅРµ РѕРґРЅРѕ переиздание РЅР° разных языках (Рє сожалению, РєСЂРѕРјРµ СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ). Сейчас «Перформа» уже имеет постоянный штат, помещение РЅР° Манхэттене, поддержку РѕС‚ множества фондов Рё бюджет РІ $1,5 млн. РќР° ее сайте www.performa-arts.org появились довольно навязчивая самореклама Рё специальный интернет-канал В«
Перформа-ТВ», где оперативно выкладывается огромное количество видеодокументации событий, беседы с участниками биеннале, а также ежедневные комментарии самой Голдберг.
В общем, «Перформа» быстро набирает обороты (очень хочется сказать — «разрастается, как раковая опухоль»): если на второй биеннале работало десять кураторов, то на третьей их стало уже двадцать пять (!). В этом году
программа включала более сотни мероприятий, показанных на разных площадках; участие 170 художников; одиннадцать заказанных проектов (
commissions) и шесть премьер.
Отсмотреть все эти десятки мероприятий физически невозможно (хотя я честно пыталась это сделать на прошлой «Перформе») не только из-за их количества и пересечений по времени, но и по причине плохой организации: чуть ли не половина из них отменяется без предупреждения, переносится или сильно задерживается. Видимо, гигантомания — это неизбежное свойство жанра биеннале как таковой, но стоит ли переносить эту давно критикуемую форму на самый живой и экспериментальный жанр?
© Photo by Paula Court, courtesy of Performa
Arto Lindsay, SOMEWHERE I READ, a Performa Commission, 2009
Особым размахом отличалось открытие. Наверное, именно так выглядит истинный буржуазный рай: с потолка лился мед, гостей встречали в буквальном смысле горы (по 2000 фунтов) ребрышек-барбекю, кубиков льда и жареного арахиса; срубленные яблони с яблоками на ветвях и семь шоколадных копий зайцев Джеффа Кунса, которые можно было разбить молотком и съесть. (Россия, судя по последним пати в честь открытия российского павильона в Венеции, движется в том же направлении, так что стоит взять этот опыт на вооружение.)
Читать текст полностью
Несмотря на все это великолепие, только ленивый не ругал «Перформу» — от простых зрителей (здесь анонимный пользователь YouTube демонстративно выкидывает программу биеннале в урну) до New York Times, чьи оценки «Перформы» с каждым разом все сдержанней. Действительно, есть в политике «Перформы» много странностей: например, она претендует на лидерство в мире актуального перформанса, объявляя себя «мозговым центром» и «катализатором художественного процесса», но не сотрудничает ни с какими галереями и фестивалями, реально занимающимися этим жанром. Ее «катализация» выглядит довольно искусственно и осуществляется исключительно «сверху», в форме так называемых «комиссий» — предмета особой гордости «Перформы». Художникам, многие из которых никогда раньше не работали «вживую», «Перформа» дает возможность сделать новый большой проект. Что из этого получается, можно увидеть, например, здесь.
В сообществе перформансистов (да-да, на Западе такое есть) «Перформу» принято игнорировать и независимо от нее делать свое дело. Так было и в этот раз.
© Photo by Paula Court, courtesy of Performa
Joan Jonas, Reading Dante, a Performa 09 Premiere, 2009
В то время как «Перформа» поглощала ребрышки-барбекю, изо всех сил стараясь показать, что «нет такого понятия, как интеллектуальный или творческий кризис», в старейшей в городе галерее перформанса Exit art (которую ни разу не включили в программу «Перформы») известные художники открывали выставку «Перформанс в кризис», показывая, что он все-таки есть: Олег Мавромати с Боряной Россой в ходе акции печатали доллары своей кровью и обменивали их по номиналу. В другие дни в той же Exit art проходила первая персональная нью-йоркская выставка гватемальской звезды перформанса Регины Хосе Галиндо, о которой NYT пишeт куда с большим интересом, чем о «Перформе».
А в более молодой и менее социально ориентированной перформансной галерее Grace Space также в дни «Перформы» проходила выставка перформансной группы с мировым именем Non Grata и ряд других интересных мероприятий.
Но вернемся к достоинствам «Перформы»: она ценна и интересна прежде всего своей исторической направленностью. Поскольку РозЛи Голдберг действительно была свидетельницей многих событий 60—70-х, лично знает классиков — основателей жанра перформанса и умело использует свои контакты и опыт, главными событиями становятся в первую очередь ретроспективы звезд и ремейки: на первой «Перформе» это была серия известных перформансов, повторенных Мариной Абрамович в Гуггенхайме под названием «Семь легких пьес» (об этом можно прочесть здесь).
© Photo by Paula Court, courtesy of Performa
William Kentridge, I Am Not Me, the Horse is Not Mine, a Performa Premiere, 2009
РќР° второй «Перформе» была предпринята попытка точного восстановления хеппенинга Аллана Капроу В«18 хеппенингов РІ шести частях» 1959 РіРѕРґР°. РљСЂРѕРјРµ того, зрители получили уникальную возможность доступа Рє видеоархивам Рё смогли увидеть множество знаменитых классических перформансов (проект «Перформанс РїРѕ требованию»). Нынешняя «Перформа», как РјС‹ уже писали здесь, приурочена Рє столетию опубликования Манифеста футуризма Маринетти, поэтому множество мероприятий посвящались теме футуризма. РўСЂРё РёР· РЅРёС… имели форму экзотического РїРёСЂР°, РѕРґРёРЅ РёР· РЅРёС… — футуристический банкет — состоялся еще РІ феврале РІ качестве пролога «Перформы». Вторым было вышеупомянутое угощение-хеппенинг, организованное коллекционерами Рубелл РЅР° открытии; РѕРЅРѕ отсылало Рє экспериментальной футуристической «Поваренной книге», составленной Маринетти РІ 1932 РіРѕРґСѓ. Рсследовательско-просветительская направленность «Перформы» проявилась также РІ проведении большой фундаментальной ретроспективной выставки РІ Центре современного искусства P.S.1, охватившей историю перформанса Р·Р° сто лет, СЃРІРѕРё арт-комментарии Рє которой сделали участники третьей «Перформы».
{-tsr-}Вторая характерная особенность и достоинство «Перформы» — ее попытка стереть границы между всевозможными жанрами и сферами жизни. Междисциплинарные эксперименты часто действительно впечатляют изощренностью и изобретательностью. В этом году можно было видеть уличный парад перформеров со звучащими мобильными телефонами в руках, театрализованный концерт с участием четырех пар близнецов, ток-шоу на острые социальные темы в форме игры в «испорченный телефон», алхимическое действо Cinemagician с участием корейского фокусника и многое-многое другое… Голландский художник Гуидо ван дер Верве устроил звуковой диалог Камерного оркестра с «шахматным фортепьяно» (инструментом, собственноручно сконструированным автором). Проходило это в Шахматном клубе, членом которого некогда был Дюшан, в свое время совершивший похожее действо вместе с Кейджем.
© Photo by Paula Court, courtesy of Performa
Tamar Ettun and Emily Coates, Empty is Also, 2009. Performer – Emily Coates. Commissioned by Performa, Presented by X Initiative for Performa 09
«Перформа» любит звезд: РІ этот раз РўСЂСЌР№СЃРё РРјРёРЅ прочла СЃРІРѕРё новые стихи Рё отрывки РёР· скандально-известной автобиографической РєРЅРёРіРё, Джоан Джонас — Данте; Майк Келли показал музыкально-театральное шоу РїРѕРґ названием «Танец лошади ложной девственницы», РРІРѕРЅРЅ Райнер — новый танцевальный шедевр, Р° Тацита Дин сняла документальный фильм Рѕ репетициях Мерса Каннингема.
Кроме того, на «Перформе» всегда представлено много перформансов, которые бы в России отнесли скорее к жанру «монологов сатирика», но более высокого уровня и дополненные авангардной театрализацией. По всей видимости, это отличительная американская черта.
Р СѓСЃСЃРєРёС… участников РІ очередной раз замечено РЅРµ было, если РЅРµ считать участие РІ прошлой «Перформе» живущего РІ Вене танцперформера Сулименко, Рѕ чем СЏ писала здесь. Рђ жаль. РњРЅРµ кажется, РІ формат «Перформы» идеально Р±С‹ вписались художники РєСЂСѓРіР° фестиваля «Киберфест», Андрей Бартенев, Р° РѕСЃРѕР±РѕР№ гордостью для РєРѕРјРёСЃСЃРёРё «Перформы» могли Р±С‹ стать Рраида Юсупова Рё РџСЃРѕР№ Короленко (тем более что почти РІСЃРµ РѕРЅРё — частые гости NYРЎ).
© Photo by Paula Court, courtesy of Performa
Jennifer Rubell, Creation, the Performa 09 Opening Night Benefit Dinner, 2009. Mario Batali throwing peanuts from the one-ton pile of nuts from Bazzini Nuts
Зато как минимум в трех проектах Россия фигурировала косвенно — через упоминания Ленина или темы коммунистического будущего. Одно из них — в сатирической перформанс-лекции Уильяма Кентриджа, известного москвичам по последней Московской биеннале. Вдохновившись оперой Дмитрия Шостаковича «Нос», он взаимодействовал со спроецированными изображениями собственным образом и своими рисунками — все это было связано с Гоголем.
РџРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ описывать происходящее РЅР° «Перформе» дальше совершенно бессмысленно, стоит просто зайти РЅР° сайт. Рли поверить РјРЅРµ РЅР° слово: там есть РІСЃС‘, РєСЂРѕРјРµ РѕРґРЅРѕРіРѕ — отчаянного незащищенного жеста художника-перформансиста, чье «живое искусство» действительно задевало Р±С‹ Р·Р° живое. Впрочем, РЅРµ исключено, что РѕРЅРѕ просто затерялось РІ череде событий… Может быть, вам посчастливится его найти.
"А вы на земле проживете
Как черви слепые живут
Ни сказок о васа не расскажут,
Ни песен о вас не споют"
Максим Горький