?

Войти

Нет аккаунта? Зарегистрироваться
Previous Entry Share Flag Next Entry
я о мужском и женском в мартовском номере журнала "свободный доступ"
идентификация
performansist

Art.txt: Арт-теория http://sdostup.ru/

Лиза Морозова: гендерные волнения


Р’С‹ задумывались РєРѕРіРґР°-РЅРёР±СѓРґСЊ, какого пола художник, чьи произведения рассматриваете? РњРЅРµ всегда казалось, что РѕРЅ одновременно Рё мужчина Рё женщина. И РёС… невозможно разделить. РќРѕ проблем РѕС‚ этого РЅРµ меньше. Долгое время женщины-художники считались мастерами второго эшелона. РќР° деле выходит – половое неравенство. Кто как РЅРё перформансист (или перформансистка) сможет рассказать Рѕ нелегкой СЃСѓРґСЊР±Рµ андрогина. (Начало РІ в„–23, февраль 2009). evadeuil 

 

О женском и мужском началах в искусстве

Думаю, что творческий человек РїРѕ своей РїСЂРёСЂРѕРґРµ - андрогин, двуполое существо. Ведь чтобы породить произведение искусства, РІ художнике должно присутствовать РѕР±Р° начала – Рё мужское, Рё женское. РќРѕ каждому необходимо СЃРІРѕРµ соотношение этих РґРІСѓС… РІРёРґРѕРІ энергий, Рё РѕРЅ создает Рё поддерживает этот баланс СЃРІРѕРёРј собственным СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј. РњРѕР№ самый первый РІ жизни проект перформанса РІ 1995 РіРѕРґСѓ был посвящен как раз этой теме Рё назывался «РљР°Рє обрести равновесие». РћРЅ был изначально задуман как «Р±СѓРјР°Р¶РЅС‹Р№», то есть РїРѕ определению неосуществимый РІ реальности, чистый концепт. РЇ написала довольно сложную формулу СЃРѕ стрелочками, РїРѕРґРѕР±РЅСѓСЋ химической (РїРѕ сути же - алхимической), соотношения мужской Рё женской энергии РІ мужчине Рё женщине, РёР· которой РІРёРґРЅРѕ, что мужчине РЅРµ хватает женской энергии, Р° женщине - мужской. Чтобы прийти Рє равновесию, паре (мужчине Рё женщине) необходимо одновременно съесть РїРѕ половинке дождевого червя (СЏ предположила, что РѕРЅ как гермафродит обладает этим балансом энергий Рё можно использовать его как химический элемент) Рё изобразила, как РїСЂРё этом каждому РёР· участников предполагаемого перформанса добавится необходимое количество недостающей энергии противоположного пола. Как истинный перформансист, СЏ должна была продемонстрировать действие метода РЅР° себе. Единственным «РјСѓР¶С‡РёРЅРѕР№», который был Сѓ меня РІ тот момент СЂСЏРґРѕРј Рё согласился Р±С‹ РЅР° такое «СѓРіРѕС‰РµРЅРёРµ», был РјРѕР№ живой крыс РїРѕ имени РљСЂРёСЃ…РЇ посадила его себе РЅР° плечо, РІ СЂСѓРєСѓ взяла большого дождевого червя, Рё РјС‹ сфотографировались. Этот проект выставлялся РІ галерее РїРѕРґ названием «Spider&Mouse», СЃ которой СЏ РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ активно сотрудничаю.

 


Через 10 лет, РЅР° открытии выставки «Р“ендерные волнения» Первой РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ биеннале РІ перформансе «Р˜РґРµРЅС‚ификация» СЏ РІ качестве эксперимента попыталась стать тем самым идеальным человеком-андрогином, РЅРѕ уже РЅРµ только РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ концепта, Р° РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ реального действия. РЇ условно разделила СЃРІРѕРµ восприятие РЅР° мужское Рё женское. Мужское считается более объективным, рациональным. Его представляла включенная видеокамера, прикрепленная Рє моей голове Рё лишавшая меня зрения Рё слуха. Таким образом, СЏ отделила мужское восприятие, Р° сама передвигалась РїРѕ музею «Р¶РµРЅСЃРєРёРј» СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј - интуитивно, наощупь, воспринимая РјРёСЂ всем телом (соответственно - СЏ была обнажена). Р’ конце СЏ соединяла РѕР±Р° СЃРїРѕСЃРѕР±Р° воедино, просматривая видеозапись, возвращая себе целостность впечатлений Рё «РјСѓР¶СЃРєРѕР№» взгляд. Довольно экстремальный опыт…


www.escapeprogram.ru/russian/members/liza/lp02/index.html

Искусство и пол

Рљ сожалению, современный человек давно утерял СЃРІРѕСЋ изначальную целостность, внутренний центр. Поэтому СЏ Р±С‹ выделила отдельный РїРѕР» – «РїРѕР» маргиналов». Р’ 2002 РіРѕРґСѓ СЏ сделала РїСЂРѕ это работу «РњР°СЂРіРёРЅР°Р»СЊРЅС‹Р№ РїРѕР»», которая участвовала РІ Пражской биеннале Рё еще РѕРґРЅРѕРј восточноевропейском постфеминистском проекте, РіРґРµ даже была признана лучшей, Р·Р° это меня потом пригласили РЅР° персональную выставку РІ Софию. Р’ этой работе обыгрывалось РґРІРѕР№РЅРѕРµ значение слова «РїРѕР»» - как гендер Рё как РїРѕР», РїРѕ которому С…РѕРґСЏС‚ (СЏ его рассматривала как базовое основание, символическую РѕРїРѕСЂСѓ). Сверху пола галереи СЏ положила еще РѕРґРёРЅ, РЅРѕ без центра, СЃ большой прямоугольной дырой посередине. Получилась действующая модель - зрители могли перешагивать границу центра Рё периферии, преодолевая таким образом иерархии. РЇ РІ буквальном смысле перевела разговор Рѕ гендере, Рѕ феминизме РІ РґСЂСѓРіСѓСЋ плоскость - универсальную. Потому что, уверена: женский РїРѕР» будет оставаться маргинальным РґРѕ тех РїРѕСЂ, РїРѕРєР° его выделяют РІ качестве отдельного. РўР° же идея наглядно присутствовала еще РІ РѕРґРЅРѕРј моем проекте, РіРґРµ СЏ была сфотографирована танцующей РЅР° столе, заваленном РіСЂСЏР·РЅРѕР№ РїРѕСЃСѓРґРѕР№, Р° надпись гласила: «РЎ пола - РЅР° стол. РќРѕРІРѕРµ решение гендерных проблем».


 

www.escapeprogram.ru/russian/members/liza/newp/l12.html

О женском пути в искусстве

РњРЅРµ очень интересно преодоление границ пола, выход Р·Р° рамки гендерных стереотипов. Наверное, неслучайно меня РЅРµ раз называли феминисткой. РќРѕ это РЅРµ значит, что СЏ отрицаю традиционный, СЃСѓРіСѓР±Рѕ женский путь, хотя Рє нему СЏ отношусь СЃ иронией Рё скепсисом. Думаю, РѕРЅ может присутствовать РІ жизни современной художницы-женщины скорее как стратегия. Это отражено РІ моем перформансе «РџСѓС‚СЊ арт-самки». Перформанс был показан РЅР° выставке, которую художницы устроили РІ честь юбилея Олега Кулика, это было РІ 2001 РіРѕРґСѓ. РњРѕСЏ идея заключалась РІ том, чтобы продемонстрировать близкую Рё Кулику, Рё РјРЅРµ идею Рѕ единстве людей Рё животных, которые, РІ частности, метят СЃРІРѕСЋ территорию сходным образом. Р’СЃРїРѕРјРЅРёРј классическую историю, РєРѕРіРґР° жена обнаруживает волосы соперницы, намотанные РЅР° пуговицу рубашки мужа Рё запах чужих РґСѓС…РѕРІ… Это называется территориальным поведением. РЇ как арт-самка метила СЃРІРѕР№ путь РІ искусстве буквально, оставляя РІ нем след таким же традиционным женским СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј: продираясь через толпу пришедших РЅР° вернисаж критиков, кураторов Рё художников, СЏ обрызгивала встреченных РЅР° пути мужчин французскими духами Рё тут же состригаемыми СЃ моей головы рыжими волосами. Естественно, делала это тоже РІ обнаженном РІРёРґРµ Рё СЃ завязанными глазами.

www.escapeprogram.ru/russian/members/liza/newp/lp04.htm 



Юлия Парфенова, фото из архива Лизы Морозовой

 

 



  • 1
Очень хорошо и сексуально! ;-)

  • 1

LJ Magazine

Recommend this entry Has been recommended Send news