N°103 14 июня 2005 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Не верь словам моим 51-я Венецианская биеннале: женский текст
Прошлая Венецианская биеннале оказалась удивительно нечуткой к самому городу. Память места была интересной лишь художнику американского павильона с его проектом о венецианских маврах. В этот раз все по-другому. На кураторском троне биеннале испанская красавица Роза Мартинес. Она убедила нас в том, что биеннале и Венеции есть что сказать друг другу. Легко. Территорией общения выбран «осьмнадцатый век» -- время, когда женская логика, женские чувства, нервы и страсти вершили большую политику мира. Салоны, будуары, портьеры, болтовня, сплетни, зеркала, обманки, сквозняки. Ее Величество Венеция времен Гольдони--Гоцци -- принципиальный культурный миф галантного века.
Проект Розы Мартинес в Арсенале, лучшие проекты национальных павильонов покорили удивительной рифмой этому мифу. Режиссура Арсенале превосходна, пространство выстроено безупречно. Много зрелищных, аттрактивных работ. Пряно, сочно. На глаз, на вкус -- необарокко. И особое обаяние в том, что сверхидеи нет как нет. Общая тема биеннале отсутствует вовсе. Смыслы рождаются и порхают, чаруя своей причудливой, капризной необязательностью. Наверное, самым сильным текстом оказывается собственно феминистский. В первом зале колоссальных размеров люстра (громаднее, чем в Колонном зале Дома союзов). Французская художница Joan Vasconcelos смастерила ее из тампонов тампакс (они работают вместо хрустальных трубочек-висюлек). Дальше макабрические куклы -- жертвы высокой моды и высокой морали от австралийского infant terrible Leigh Bowery. Много других причудливых существ (например, гигантский глиняный гиппопотам, на котором сидит девушка, читает газеты и время от времени свистит в полицейский свисток -- аттракцион от художников Jennifer Allora и Guillermo Calzadilla, знакомых нам по видеоинсталляции на станции метро «Воробьевы горы» в рамках Первой московской биеннале). Фильмы с экзотическими путешествиями (в том числе и от Олега Кулика). Наконец, шедевр любимой художницы Розы Мартинес Пилар Альбарасин (Pilar Albarracin). Это видео-арт. Называется «Я станцую на твоей могиле». На экране лишь откаблучивающие ритм башмаки танцора и красные туфельки танцовщицы фламенко. И такой между этими туфельками и башмаками роман закручивается, такие страсти кипят, такие интриги, что я бы назвал это видео лучшей экранизацией романа Шодерло де Лакло «Опасные связи». Вполне в духе XVIII столетия присутствует в Арсенале и райская антиутопия с картами, атласами, чучелами птиц и вербализованной в комментариях общественной моралью (инсталляция аргентинца Sergio Vega). Кульминацией зазеркальных, рокальных, очень венецианских и очень дамских причуд оказывается испытание пространством. В одном зале звезды в темноте вальсируют. В другом -- горят факелы. А в третьем -- под ногами земля разноцветная бежит и впечатление, будто ты мчишься по опрокинутой плафонной росписи Тьеполо (видео грека Nikosa Navridis-a). В этот придуманный гранд-дамой артпроцесса Розой Мартинес театральный, призрачный, причудливый текст биеннале с его семиотическими (и не только) сквозняками Россия вписалась отлично. У нас есть два повода радоваться. Первый: несколько работ московской биеннале украсили венецианскую. Среди них -- хорошо инсталлированное видео «Синих носов» с коробками, в которых маленькие, смешно двигающиеся, смешно попискивающие человечки воспринимаются абсолютным мапет-шоу и своей кукольностью точно соответствуют найденному Розой Мартинес образу главной выставки. Второй повод: двум кураторам -- дамам (!) нашего павильона Любови Сапрыкиной и Ольге Лопуховой удалось победить статичные три зала щусевского здания (в которых, кажется, невозможно было выставлять ничего, кроме живописи и скульптуры) и, подмигнув Розе Мартинес, талантливо вскружить голову и проветрить мозги посетителям. Нижегородцы Галина Мызникова, Сергей Проворов, архитектор Константин Ларин встроили в залы загадочный лабиринт из деревянных панелей. Идешь по нему и представляешь себе садово-парковое искусство эпохи маньеризма. Тоже испытание пространством. И дует из всех щелей. Сначала легкий бриз. А потом -- в конце, в темном квадратном зале -- настоящий ураган. Страшно не понарошку, и гравюры вспоминаются с аллегориями четырех стихий. Преамбулой стало интерактивное видео группы Escape о том, что взаимопонимание между художником и зрителем -- чистая иллюзия. Чем больше зрителей входят в зал, тем крупнее на экране фигуры приближающихся художников. Но вот зрителей совсем много. Хлопок -- и все эскейповцы падают в кадре на снег. Тоже мапет-шоу. Приятно, что интонацию нынешней биеннале Россия поняла правильно. Ветер, рассеявшиеся мысли, рассыпавшиеся слова. Химеры, призраки, дамские нервы. Венецианская баутта. Комедия дель арте. Закономерно и то, что «Золотого льва» получил павильон Франции с инсталляцией знаменитой француженки Аnnette Messager «Казино». Это исключительный по красоте спектакль о механизме создания сценической иллюзии. Сюжетом послужила сказка про Пиноккио. А главным выразительным средством -- колышущийся от ветра алый велум.
Новый Пуччини в Большом театре Новая постановка оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй» в удивительной сценической версии режиссера, сценографа и художника по свету Роберта Уилсона на самом деле не совсем нова -- этот спектакль был поставлен в парижской Opera Bastille около десяти лет назад... >>
51-я Венецианская биеннале: женский текст Прошлая Венецианская биеннале оказалась удивительно нечуткой к самому городу. Память места была интересной лишь художнику американского павильона с его проектом о венецианских маврах. В этот раз все по-другому. На кураторском троне биеннале испанская красавица Роза Мартинес... >>
В конкурсе «Кинотавра» выиграла комедия В Сочи в шестнадцатый раз завершился Открытый российский кинофестиваль, в этом году оставшийся в гордом одиночестве, лишившись своего сводного брата, международного сочинского киносмотра. Отныне на «Кинотавре» будут награждать только отечественные фильмы. В этот раз награды фестиваля были распределены между семью картинами из попавших в конкурс семнадцати... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru По вопросам рекламы на сайте - volkova@vremya.ru |
|