Перформер-Психолог

Лиза Морозова

 

Текст: Наталья Мелехова

 

«Человек делает перформанс, чтобы что-то пережить, получить ответ на свой вопрос. И если перформанс сделан правильно, то «чудо» обязательно произойдёт. Это как в молитве: если долго просить, на тебя что-то снизойдёт. Но кому-то это откроется сразу, а другому много позже»

 

Лиза Морозова, известный арт-деятель, характеризует перформанс весьма забавно: « С перформером можно сравнить ребёнка, который с упоением рисует свои каляки-маляки. Ему и в голову не приходит рисовать их похожими на что-то определённое». Изображение собственных впечатлений становится процессом самопознания. А Лиза, как перформер и психолог, помогает человеку разобраться в себе.

 

Лиза, ты являешься создателем так называемой перформанс-арт-терапии. Расскажи, каким образом могут соединяться психотерапия и перформанс?

 

Я закончила психологический факультет и защитила диссертацию по психологии и теории современного искусства. Пару раз в году я веду терапевтические тренинги для людей, которые хотят поделиться чем-то сокровенным, решить какую-то проблему. Психотерапия рассматривает человека как творца своей жизни и художника собственной судьбы. Эта точка зрения близка идее перформанса, всегда связанного с телом человека, его самопознанием. Вообще, перформанс – междисциплинарная вещь, гибрид искусствоведения, психологии, антропологии.

 

То есть ты помогаешь людям сделать собственные перформансы и тем самым решаешь их психологические проблемы?

 

Да. Кстати, иногда подобные работы бывают просто гениальны. Жаль, что их нельзя показать в галерее. Хотя я понимаю, что в обстановке музея или галереи люди бы так не раскрылись.

 

А каким образом они раскрываются?

 

Всё связано с индивидуальной мифологией: у каждого свои мечты и проблемы. Обычно перформанс идёт без слов. Но в моей последней группе мы дошли до такого уровня доверия, что многие заговорили. Одна девочка повесила на стене два портрета умерших родственников, очень значимых для неё. Между портретами она её поместила свою детскую игрушку: дёргаешь за неё, и ровно три минуты звучит завораживающая музыка. Девочка назвала свой перформанс «Отрезки». Она дёргала за верёвочку, и те три минуты, что играла музыка, девочка говорила. Сначала о прошлом, потом о будущем, вплоть до самой смерти. Ей было важно очиститься от лишнего прошлого, попасть в «здесь и сейчас». При этом, раздевшись, она поливала себя водой в тазике. Получилась часовая исповедь стенке. Девочка плакала.

У меня в группах вообще любят поплакать. Это уже почти анекдот: у  Лизы все раздеваются и плачут.

 

Такой способ самовыражения действительно помогает справиться с проблемами?

 

Если бы не помогал, люди бы не приходили. Я нигде не даю рекламы, информация передаётся по цепочке – от друзей к друзьям. Ни разу не слышала, чтобы человек пришёл, и ему не понравилось. Мы собираемся в подвале галереи, там можно вытворять всё, что угодно: лить краску на пол, сидеть до утра…У меня никто не опаздывает, а вот уходить не хотят.

 

Лиза, а всё-таки слёзы, краска, раздевание – это здоровые проявления?

 

Вполне. Мои перформеры – точно не истерики и не «клиенты» клиник. Это нормальные люди. Я просто создаю им благоприятные условия для самовыражения. Кто-то делает перформанс раз в жизни, а кто-то приходит ко мне раз в полгода – подводить итог жизни. Это наполняет существование смыслом. Это глубоко и красиво. Это невинная игра.

 

 

Элитный квартал / Ярославский глянцевый журнал/ Ноябрь 2007 №11 (37)