Лиза Морозова в центре «Арт-стрелка»

Берсеневская наб., 14, стр. 5
м. Кропоткинская


Лиза Морозова – современный художник, лаконичный и необычный. Вот так, в рифму. В январе одну из ее работ - инсталляцию «Dreamcatchers» - можно увидеть в галерее «АРТСтрелка projects». На стенах одного из двух небольших помещений зритель имеет возможность узреть загадочные объекты из детских обручей и помещенными в их окружности вязаными детскими же варежками или носками, бусинами, скакалками и другими вещицами. Художница продолжает начатую ею концепцию узелкового письма. Раньше Лиза Морозова вязала загадочные конструкции из недоваренных спагетти, теперь в поле ее внимания – цепочки от ключей, резинки от детских варежек, скакалки. Хм. «Узелки на память», не так ли? Именно они создают особый ритм во внутреннем пространстве человека. И еще фиксацию воспоминания – чтоб не улетело оно в бездну Танатоса. А рядом – номера телефонов. Когда-то живые и дорогие, теперь – безнадежно молчащие.
Экспозиция на АРТСтрелке - не просто продолжение того заглядывания в прошлое, которое поглотило Лизу Морозову уже давно и отразилось сначала в ее «узелковых работах», а потом на выставке в Санкт-Петербурге в Музее Сновидений Зигмунда Фрейда. Сейчас художница пытается визуализировать будущее: ее прошлое становится неким месседжем грядущему. И поэтому во втором помещении галереи «АРТСтрелка projects» расположилась инсталляция из сетей колючей проволоки, которые априори не могут никого (и ничего) удержать, потому что закреплены на голой стене. Ну, может, кроме сновидений и воспоминаний, в стилистике которых и создано произведение. Внутри полой витой «трубы» из колючей проволоки пропущена нить, на которую нанизаны ягоды. Что это – обозначение живой плоти неуловимого настоящего мгновения? Плоды из райского сада? Символ наших прекрасных, но недоступных и хрупких мечтаний? Мы не узнаем этого. Но ясно точно – их голыми руками не возьмешь. Потому что они за колючей проволокой, и недоступны для нас так же, как наше прошлое и когда-то несущие в себе смысл и жизнь, а сейчас молчащие номерами телефонов. Возможно, травмы прошлого, зафиксированные автором инсталляции в первом зале, тесно связаны с травмами, которые ждут нас в будущем – и представлены в пространстве второго зала. Эти травмы могут быть связаны с несбывшимися, сломанными мечтами. И тогда, и сейчас, и потом, так что стоит быть настороже и не расслабляться.
Искусство Лизы Морозовой, взывает к ассоциативности и интуиции, оно оперирует категориями бессознательного. И вызывает работу этого самого бессознательного. А заодно и человеческого сознания. Они ведь сплетены, как прошлое, настоящее и будущее, которые присутствуют в «Dreamcatchers» (это слово, кстати, можно широко понимать - и как «сны», и как «мечты»). СВЯ-ЗА-НЫ – ничего не напоминает? Да. Опять же, связаны. Не хотите ли еще один узелок на память?



Мария Попова