Просмотров: 13302
Повторить подвиг — тоже подвиг?
Очень надеюсь, что идея скопировать знаменитые перформансы потерпит крах - настоящий перформанс неповторим
Рта история началась РІ РЅРѕСЏР±СЂРµ, РєРѕРіРґР° интернет-сообщество было взволновано появлением загадочной РіСЂСѓРїРїС‹ анонимных авторов, назвавшихся «Сорняками». РћРЅРё заявили Рѕ начале своего проекта РїРѕРґ РЅРёРєРѕРј tajiks-art.РњРЅРѕРіРёРµ художники Рё институции получили рассылку СЃ рекламой услуг, предлагаемых бригадой таджиков. Таджики были готовы незадорого повторить известные перформансы (ответ организаторов премии Кандинского можно прочесть здесь). Случилось это РїСЂСЏРјРѕ перед приездом РІ РњРѕСЃРєРІСѓ Марины Абрамович Рё выглядело как ее критика, Р° также развитие поднятой ею ранее темы Рѕ возможности повторения перформанса. РџСЂРѕ это РјС‹ писали здесь.
Р’СЃРµ были заинтригованы — спорили, чей это проект, кто Р·Р° РЅРёРј стоит, подозревали РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР°. Лично СЏ подозревала РіСЂСѓРїРїСѓ Art Business Consulting — приверженцев рекламного РїРѕРґС…РѕРґР° Рё офисных структур (поскольку РІ рассылке фигурировали исполнительный директор, замы, секретари). Чтобы снять подозрения, СЏ организовала собственное расследование: провела РѕРїСЂРѕСЃ, РЅР° РІСЃСЏРєРёР№ случай даже поговорила СЃ Виктором Мизиано, лучше всех разбирающимся РІ таджикском искусстве. РќРѕ никто ничего РЅРµ знал. Р’ конце концов РјРЅРµ удалось связаться СЃ самими «Сорняками». Как Рё следовало ожидать, РёРјРё оказались «фенотипические европеоиды» — РґРІРµ девушки Рё молодой человек РёР· Санкт-Петербурга, РІСЃРµ 1984 РіРѕРґР° рождения, для которых таджики «собирательный образ Рё недорогая рабочая сила». Р РѕРґ занятий — «научная Рё преподавательская деятельность, музейная работа, иллюстрация». Участвовали РїРѕ отдельности РІ РґРІСѓС… групповых молодежных выставках современного искусства. Рто первый проект, который делается РёРјРё вместе. Лидера Сѓ РЅРёС… нет.
РЎРІРѕРё РІРєСѓСЃС‹ Рё взгляды «Сорняки» описали так: «Политически нейтральные, РЅРѕ интересуемся. Рстетически терпимые. Любимые художники — Adam Zaretsky, The Yes Men, Великанов. Симпатизируем РіСЂСѓРїРїРµ “Бомбилы”». Р’ числе повлиявших РЅР° РЅРёС… художников РѕРЅРё назвали питерского автора Кирилла Шаманова. Считают РѕРЅРё себя больше кураторами, чем художниками. Мечтали Р±С‹ повторить «самые денежные перформансы» — Бойса, Абрамович, Кулика.
На днях виртуальному миру был предъявлен их первый видеопродукт — рекламный ролик, где сымитирована документация: молодая таджичка, повторяющая тот перформанс Марины Абрамович, что был показан на вручении последней премии Кандинского.
Независимо от своей дальнейшей успешности проект «Сорняков» поднимает множество важных и больных вопросов жанра, переопределяет его задачи и границы, проблематизирует критерии. Ведь если понимать перформанс как «живую картину», то ее, вероятно, можно скопировать, что и сделали «таджики». С другой стороны, не надо быть Беньямином, чтоб заметить исчезновение «ауры» перформанса при подобной, именно что технической, его воспроизводимости — в фотошопе и видеопрограммах.
А значит, невозможно воспроизвести таинство акций КД или Германа Виноградова, невозможно повторить перформанс Мавромати с невыносимой болью без анестезии, как невозможно скопировать биографию. Неслучайно «таджики» отказались выполнить заказ Мавромати на самораспятие у ХХС — под тем предлогом, что опасаются гонений со стороны церкви. Поэтому я, сторонница классическо-романтического понимания перформанса как «подвига во имя искусства», как инициации, надеюсь, что блестящая идея проекта «Сорняков» потерпит крах или ограничится чистым концептом.
Впрочем, каким бы ни был исход проекта, это все равно будет «хороший перформанс». Ведь попробовать повторить подвиг — уже подвиг (это продемонстрировала Марина Абрамович в 2005 году на Первой нью-йоркской биеннале перформанса «Перформа», отнюдь не механически повторив самые известные перформансы ХХ века — Бойса, Аккончи, Бердена).
Доказать же, что подобный перформанс неповторим (если вообще осуществим), — не меньший подвиг, поскольку попытка по определению обречена.
«Таджики» символически разрубили ореол неповторимости перформанса. РџСЂРё этом РјРЅРµ кажется, что проект РЎРѕСЂРЅСЏРєРѕРІ ближе РЅРµ столько Рє пародийно-критической акции Авдея Тер-Оганьяна «Юный безбожник» (РіРґРµ так же, чужими руками, РЅР° заказ, Р·Р° небольшую плату, осквернялись пусть бумажные, РЅРѕ РёРєРѕРЅС‹), сколько Рє утопической попытке Александра Бренера совершить половой акт СЃРѕ своей женой Сѓ памятника Пушкину (перформанс «Свидание» 1994 РіРѕРґР°). Последний проект интересен, РЅР° РјРѕР№ взгляд, РЅРµ нарушением еще РѕРґРЅРѕР№ общественной РЅРѕСЂРјС‹, Р° экспериментальным переопределением границ дозволенного РѕС‚ первого лица: РїСЂРё попытке нарушить табу цензором Рё носителем морали выступило само тело Бренера (главным моментом акции было искреннее признание автора: «Не получается!В»). Рнтересно, дрогнет ли РІ РїРѕРґРѕР±РЅРѕР№ ситуации тело фальшивого гастарбайтера?
Проект «таджиков» делает видимой границу между перформансом и театром, перформансом и ритуалом. Ведь если перформанс задуман как непродаваемый и нетиражируемый, то спектакль, наоборот, показывается многократно: система Станиславского позволяет повторить переживание. Но если повторение спектакля или песни никого не смущает, то повторение перформанса многим кажется циничным. Не потому ли Марина переименована «таджиками» в Марианну — на манер действующего лица сериала — «плохого театра»?
Тимофей Костин, РіСЂСѓРїРїР° «Запасной выход». Перформанс «День открытых дверей». Манеж.РЎ-Петербург. Фестиваль Перформанса Рё Ркспериментальных искусств
«Таджикский» проект показывает живучесть и разнообразие жанра, неприменимость к нему никаких жестких критериев и даже сулит неожиданные открытия. Оказывается, например, что у «услуг на заказ» тоже может быть этическое измерение. Ведь совсем не одно и то же — исполнить заказ для корпоративной вечеринки или предложить свои услуги обнищавшим во время кризиса институциям и высланным из страны художникам.
Потому предлагаю рассматривать проект как воистину антикризисный и арт-гигиенический, а «таджиков» — как «санитаров леса». Они дают жанру хорошую встряску и… надежду. Ведь создать конкуренцию звездам перформанса — значит заставить их лучше работать, поддержать жанр.
Быть может, «таджики», наконец, помогут отделить зерна от плевел: кризис (как жанра, так и экономический) на то и кризис, чтобы в нем выживали сильнейшие (читай «уникальнейшие»). Те, чьи перформансы повторить не удастся. Разве что в виде пародии, КВНа от современного искусства — чем вполне может обернуться проект «Сорняков»...
Другие колонки Лизы Морозовой:
Спасет ли «дурилка картонная» от кризиса? 2.02.2009
Как быть с консервированным горностаем? 12.11.2008
Художника украшают страдания, 16.09.2008
КомментарииВсего:1
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Рсигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3016961
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 1833044
- 3. Норильск. Май 1243693
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 886490
- 5. Закоротило 808605
- 6. Не может прожить без ирисок 735612
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 721606
- 8. Коблы и малолетки 710447
- 9. Затворник. Но пятипалый 429834
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 374391
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 345781
- 12. Винтаж на Болотной 319148
Убедительный видео-пример. Рто РЅРµ повтор перформанса, РІ котором страдает перформансист, Р° повтор перформанса, РІ котором автор может заслуженно РЅР° старости лет выкинуть красивый белый флаг Р·Р° былые заслуги. Безопасно. РќРѕ СЂСѓРєРё РїРѕРјРЅСЏС‚, Рё Сѓ Марины ткань трепетала РЅР° ветру, Рё хотелось смотреть РЅР° ее лицо. Здесь лицо перформансиста РЅРµ входило РІ оплату, наверное.
Рфлаг читается не как ткань, но как палка, сунутая в руки. На эту опущенную палку все время и фиксируется взгляд. Рвспоминается восточная примета - если человек держит пальцами палочки для еды как можно дальше от еды - будет счастлив и успешен. Если ближе к еде - наоборот.
Рта "таджичка" схватила древко чуть ли РЅРµ Сѓ тряпки - РЅРµ бывать ей ближе Рє "еде".