Просмотров: 15688
Рскусство РёР· бетона, маргарина, телевизоров Рё милиционеров
Если где-то и есть у нас по-настоящему молодые художники, то только в области перформанса
Зрители, наблюдавшие в 1996 году в ЦДХ выступление классиков из группы «Флюксус», могли воочию убедиться — перформансу всевозрасты покорны. С видом просветленных будд они дружно бились седовласыми головами о стенку по взмаху дирижерской палочки, с детским восторгом протыкали пальцем летящие мыльные пузыри... В общем, демонстрировали эфемерность любых границ, как жанровых, так и возрастных, на личном примере доказав, что главное — сохранять в себе дух молодости. Но перформанс все равно считается прерогативой молодых. Поэтому я предположила, что если отправиться на фестиваль молодого искусства (в этом году получившего статус биеннале) «Стой! Кто идет?», то можно убить сразу двух зайцев — оценить одновременно и состояние жанра перформанса, и молодого искусства в целом: от обоих ожидаются задор и свежие идеи, но мало где еще можно увидеть сегодня живой перформанс, кроме как на молодежном фестивале.Путешествие в мир молодого искусства в поисках перформансов прошло довольно удачно. На фоне общего невысокого уровня фестиваля жанр был представлен достаточно ярко и разнообразно. Рпоказал, где сегодня возможен для искусства выход в реальность.
Правда, всего РѕРґРёРЅ проект продемонстрировал «акционность» РІ чистом РІРёРґРµ. Р’ течение нескольких часов художник Андрей РљСѓР·СЊРєРёРЅ С…РѕРґРёР» кругами РїРѕ постепенно застывающему бетону (будучи привязан Рє центру бадьи веревкой), что становилось, конечно, РІСЃРµ труднее Рё труднее... Рта работа — РІ самом деле тяжелая работа! — «По РєСЂСѓРіСѓВ», показанная РІ Веретьево, можно сказать, образцово-показательный пример перформанса, РІ котором РІ качестве языка используется действие как таковое. РћРЅ наследует традиции классического перформанса 1970-С… — СЃ элементом телесного испытания, СЃ влиянием неевропейских культурных практик. Преодоление сопротивления материала (материала очень СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ, если верить рекламе «Русского бетона», встречающейся РЅР° протяжении всего пути РІ Веретьево) придавало действию национальный колорит Рё навевало воспоминания РѕР± известной инсталляции Дмитрия Гутова начала 1990-С… — РЅР° тему увязания РІ «Черной РіСЂСЏР·РёВ». Тема РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ актуальна, Рё метафора получилась убедительная...
Пластичностью материала СЃ перформансом РљСѓР·СЊРєРёРЅР° перекликалась акция РЇРєРѕРІР° Каждана, давно работающего СЃ образами Рё языком рекламы, РїРѕРґ названием Forever Young. Художник создал РЅР° АртСтрелке скульптуру — эти самые английские слова РёР· маргарина. Ртот проект, РїРѕ словам автора, критикует саму систему, создавшую феномен «молодого искусства». Растекающийся РїРѕ площади маргарин развивал Р±РѕР№СЃРѕРІСЃРєРёР№ образ жира как социально-пассивной массы. Рђ также символизировал превращение утопии молодости РІ антиутопию.
На биеннале было также представлено и весьма перспективное направление перформанса, связанного с новыми технологиями. Андрей Устинов, заканчивающий обучение медиаискусству в Германии, взял на себя роль, по его словам, «современного медиума». Он передвигался по Москве на высокотехнологическом инвалидном кресле. На груди висел экран телевизора, и всего за 2 рубля любой желающий мог в течение трех минут смотреть выбранный канал в звуковом сопровождении самого художника. Слушая звук через наушники, Устинов синхронно и честно воспроизводил все: слова диктора, пение оперных див и «бум-бум» современной музыки.
Еще РѕРґРЅР° тенденция молодого искусства — смычка СЃ клубной культурой — была обозначена РІ перформансе молодого ростовчанина, РЅРµ так давно перебравшегося РІ РњРѕСЃРєРІСѓ, — Романа РСЃСЃР°. Акция началась СЃ вялотекущего брейк-данса, РЅРѕ потом совершенно неожиданно перешла РІ припадок саморазрушения: художник бросался РЅР° стены Рё бился головой РѕР± афишу выставки, срывал СЃРѕ стен собственные работы Рё яростно крушил РёС…. Р’СЃРµ было очень эффектно Рё брутально, РІ РґСѓС…Рµ Джимми Хендрикса, который РІ 60-Рµ РіРѕРґС‹ Р±РёР» Рё сжигал собственную гитару. РќРѕ нам, художникам, РѕРЅ скорее напомнил Бренера, РІРґСЂСѓРі напавшего РЅР° себя самого. Закончилось дело милицией. РЈСЂР°, есть надежда, жанр перформанса РїРѕРєР° хоронить рано! Может, даже именно РѕРЅ выведет молодое искусство РёР· тупика?
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Рсигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3017209
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 1833190
- 3. Норильск. Май 1244211
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 886726
- 5. Закоротило 808848
- 6. Не может прожить без ирисок 736906
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 722555
- 8. Коблы и малолетки 711102
- 9. Затворник. Но пятипалый 430775
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 374857
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 346553
- 12. Винтаж на Болотной 319664