Комментариев: 1
Просмотров: 9492
Возможен ли перформанс сегодня
В 1990-е годы жизнь ставила перед искусством проблемы, которые художник решал, имея в распоряжении свое тело, слово и действие. Акции и перформансы – искусствоведческие имена поступка – были главными художественными жанрами. Сегодня поступки, кажется, в искусстве не совершаются. Павел Микитенко решил поговорить об этом с Лизой Морозовой.
Лиза РњРѕСЂРѕР·РѕРІР° начала заниматься перформансом СЃ 1995 РіРѕРґР° Рё Р·Р° последние десять лет входила РІ несколько художественных РіСЂСѓРїРї, РІ том числе РІ ESCAPE, представлявшую местное искусство РЅР° Венецианской биеннале 2005 РіРѕРґР°, Р° теперь, как РЅРё странно, ведет независимую перформанс-студию, существующую без какой-либо институциональной или коммерческой поддержки. Ртак, РєСѓРґР° подевался перформанс?
— Лиза, согласны ли вы с тем, что перформанс «отшумел», оставшись в 90-х?
— Р’ каком-то смысле перформанс РІ Р РѕСЃСЃРёРё еще практически Рё РЅРµ начинался. Уличные акции 90-С… сильно отличаются РѕС‚ того типа перформанса, который интересен РјРЅРµ. Например, начало РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ акционизма. Группа Р.Рў.Рвыкладывает человеческими телами РЅР° Красной площади слово РёР· трех Р±СѓРєРІ. Здесь абсолютно РЅРµ важно, что чувствует закорючка над Р±СѓРєРІРѕР№ «и», хотя Рё важно, что Р±СѓРєРІС‹ выложены телами. Для того РІРёРґР° перформанса, которым занимаюсь СЏ, принципиально состояние, РІ котором находятся Рё перформансист, Рё зритель. Только РІ этом перформансном состоянии РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ необходимый символический Рё энергетический обмен, совершается event.
— Но вы же не станете отрицать, что перформанс ушел с площадей?
— Перформанс — искусство свободных и для свободных. Он дышит где хочет — проявляет себя во все времена, для него нет законов и границ. Думаю, ему просто стало скучно на площадях, и он переместился в метро, на крыши движущихся машин (группы «Бомбилы» и «Война»), в поле (группа «КАМОНО»).
Еще одна причина — форму акции переняли самые разные молодежные и политические движения, от «Наших» до флэш-моба. Так что можно сказать и так: перформанс временно ушел туда же, откуда и пришел, — растворился в жизни. Когда он станет снова востребован искусством, будет новый всплеск этого жанра.
Кроме того, у жанра перформанса существуют большие проблемы с арт-системой, которая сейчас разрослась и укрепилась, и вообще с любым опосредованием. Перформанс — это проживание события, его невозможно повторить, как и прожить два раза одно и то же важное событие. А кураторы часто боятся рискнуть, взять ответственность за что-то новое, приглашают художников со старыми перформансами и все портят. Арт-система, которой желательна предсказуемость, фиксируемость, повторяемость и понятность события, перформансу противопоказана.
— Рпоэтому вы занимаетесь перформансом в неотчужденном пространстве частной студии?
— Своей задачей я вижу скорее создание условий для развития и бытования перформанса, наподобие заповедника (этот жанр подобен исчезающему виду, который требует культивирования). Рвоспитываю свободных людей, которые, если захотят, потом выйдут и на площадь.
Меня интересует, что может язык современного искусства и конкретно жанр перформанса дать человеку для личностного становления. Ко мне приходят разные люди — иногда студенты, иногда просто знакомые или знакомые знакомых. Сначала я им читаю лекции. Потом с каждым из них около месяца индивидуально работаю над его перформансом, мы встречаемся, списываемся, созваниваемся. К каждому перформансу пишутся тексты. Потом группа собирается снова для показа и обсуждения работ. Занятия не преследуют лечебных или развлекательных целей, скорее экзистенциальные и эстетические. С моей помощью и с помощью истории искусства люди изучают себя и что-то меняют в себе. Часто им в этом помогает образ, символ или способ их телесного проживания, найденные в искусстве двадцатого века.
Моих коллег-психотерапевтов потрясла обнаженность моих студийцев в перформансах. Они спрашивают, как я добилась такой открытости. А я рассказываю, что это канон боди-арта, и показываю лучшие работы 60—70-х, то есть даю санкцию не только от своего имени, но и от истории искусства.
— Реще вы преподаете?
— Да, СЏ сотрудничаю СЃ академическими институциями, работаю РІ РґРІСѓС… психотерапевтических вузах: РІ РѕРґРЅРѕРј веду авторский практический РєСѓСЂСЃ для психологов, повышающих квалификацию, РїРѕРґ названием В«Рспользование перформанса Рё инсталляции РІ арт-терапии», РІ РґСЂСѓРіРѕРј читаю несколько РєСѓСЂСЃРѕРІ более абстрактного содержания — например, современное искусство Рё культура рассматриваются как проективный тест для понимания личностных Рё общественных процессов, или проводятся параллели практики перформанса СЃ методом психодрамы Рё С‚.Рї.
— Рздесь встает вопрос о том, как применимы художественные критерии, разработанные в перформансе, к опыту терапии и вообще к жизненному опыту.
— РЇ думаю, эти критерии взаимопереводимы. РњРѕР№ сетевой РЅРёРє «перформансист» РЅРµ случаен: для меня это целостная идентичность, которая означает единство моей «жизни РІ искусстве» Рё «жизни-как-искусства». Психотерапия как раз Рё старается приравнять человеческую жизнь Рє искусству, даже есть такое понятие — «авторство собственной жизни». Рто очень близко Рє тому, что говорили классики искусства XX века. Слова Бойса «Каждый человек — художник» Рё Кейджа «Все, что РјС‹ слышим, — музыка» очень РїРѕРґС…РѕРґСЏС‚ Рё РІ качестве девиза для арт-терапии.
Перформанс привнес РІ искусство несколько новых эстетических критериев. Например, перформансное состояние, то есть измененное состояние РїСЃРёС…РёРєРё, открывающее новые коммуникационные возможности. Еще РѕРґРёРЅ важный критерий — необратимость поступка. Перформанс должен что-то менять РІ СЃСѓРґСЊР±Рµ перформансиста или РІ ситуации, СЃ которой РѕРЅ работал, иметь последствия, Р° автор — нести Р·Р° РЅРёС… ответственность. Для этого необходима доля СЂРёСЃРєР°. Рти критерии полностью применимы Рё Рє жизненным поступкам.
— Не так давно вы выставили несколько сделанных в вашей студии видео на обозрение арт-публики в галерее Spider & Mouse. Зачем вам это было нужно?
— Я горжусь тем, что устроила выставку неизвестного перформансиста, где встретились две среды, которые друг друга не очень любят, а на самом деле просто мало знают друг о друге. Психологи и арт-терапевты часто необразованны в области современного искусства и обладают неразвитым вкусом, что отражается на их практике. Часто их представления об искусстве недалеко уходят от классической картины. А те темы, которые близки клиентам: боль, одиночество, опыт «безумия» — легче выразить и, главное, преодолеть в форме перформанса, поскольку он происходит «здесь и сейчас».
В перформансе используется иной тип символизации, нежели в классическом искусстве, у него своя авангардная психология. Пережив этот опыт, мои клиенты не только открывают целый пласт новых для себя культурных явлений, но часто вместе с тем и новую модель жизни. После такого «праздника непослушания» они становятся более свободными и независимыми по отношению к общественным нормам.
Ну и, конечно, я воспитываю почти идеальных зрителей для современного искусства.
КомментарииВсего:1
Комментарии
-
Лизе не мешало бы открыть для себя 'новую модель' языка, освободившись от канцеляризмов и газетно-мертвецкого духа!
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Рсигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3017001
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 1833077
- 3. Норильск. Май 1243796
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 886577
- 5. Закоротило 808666
- 6. Не может прожить без ирисок 735877
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 721845
- 8. Коблы и малолетки 710639
- 9. Затворник. Но пятипалый 430031
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 374537
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 345912
- 12. Винтаж на Болотной 319228