Наконец выполнила СЃРІРѕР№ давний долг перед lisisa Алисой, которая уже больше РіРѕРґР° РїСЂРѕСЃРёС‚ написать что-то РІ РёС… уральский журнал. Получилось сразу РїСЂРѕ РІСЃРµ - РїСЂРѕ Перформу, WAM, Р° формально это репортаж меня как участника СЃ ярославского фестиваля "РљРѕСЂС‡". РўСЂСѓРґРЅРѕ было писать - РІРѕ-первых, потому что СЏ сама участник. Р’Рѕ-вторых, потому что просили написать РІ раздел РёР·Рѕ, Р° фестиваль шире. Р’-третьих, СЏ фестиваль поддерживаю, Р° получилось,что как будто ругаю.РќРѕ это РЅРµ так - фестиваль РЅРµ виноват РІ РєСЂРёР·РёСЃРµ жанра Рё РІ ситуации СЃ искусством РІ наших регионах, наоборот.Рто героические люди.
Ртак, РјРѕСЏ проблемная статья "Что корчуем, РѕС‚ чего корчимся?"
Что корчуем, от чего корчимся?
Лиза Морозова
Минувшей осенью РІ Ярославском художественном музее состоялся первый открытый фестиваль перформативного искусства «Корч». РљРѕСЂС‡ - древнерусское слово, означающее представление, или, РґСЂСѓРіРёРјРё словами, тот же перформанс. Таким образом, организаторы обнаружили Сѓ этого сравнительно РЅРѕРІРѕРіРѕ художественного жанра, появившегося РІ прошлом веке, древнерусские РєРѕСЂРЅРё. Столь дерзкое стремление - восстановить (или РІСЃРµ-таки провозгласить?) древнейшую «русскую монополию», отличает ярославский фестиваль РѕС‚ прочих культурных инициатив, появляющихся Сѓ нас РІ стране СЃ завидной регулярностью Рё РІ неисчислимых количествах. Рзвестная художница Лиза РњРѕСЂРѕР·РѕРІР°, РѕРґРЅР° РёР· немногих РІ Р РѕСЃСЃРёРё профессионально занимающаяся перформансом, была среди приглашенных гостей фестиваля. Впечатления, полученные художницей РІ С…РѕРґРµ этой поездки, вылились впоследствии РІ небольшой очерк-размышление Рѕ феномене «перформанса», проблемах жанра Рё возможных путях его развития.
В России до сих пор нет достойного, международного уровня фестиваля перформанс-арта. Хотя несколько раз в начале 2000-х проходили фестиваль городского перформанса «Лето» в Москве, петербургский «Фестиваль экспериментального искусства и перформанса», инициированный Африкой (ред. – художник Сергей Бугаев) и существующий с 1997 года, а также несколько фестивалей данс-перформанса, некоторые из которых привлекают в свои ряды и художников. Поэтому мы с нашей инициативной группой давно подумываем о создании в Москве международного фестиваля перформанса (выдумать новую форму, увы, пока не удается).
Рменно Р·Р° опытом РІ РЅРѕСЏР±СЂРµ 2007-РіРѕ СЏ отправилась РЅР° второй фестиваль-биеннале перформанса «Перформа» РІ РќСЊСЋ-Йорк (www.performa-arts.org), претендующий РЅР° формальное лидерство РІ РјРёСЂРµ перформанса, будучи уверена, что центр – именно там. РќРѕ «там» СЏ нашла только музеефицированное пепелище. Рљ сожалению, размах фестиваля РЅРµ соответствовал самой сути жанра - его актуальности, неожиданности, ориентированности РЅР° новые идеи Рё апробирование новых эстетических средств. Хотя надо отдать должное - мультидисциплинарность РЅР° РЅСЊСЋ-Р№РѕСЂРєСЃРєРѕРј фестивале была более чем соблюдена. РЇ Р±С‹ даже сказала, что самой интересной частью были данс, музыкальные Рё видео, Р° РЅРµ арт-перформансы. РќРѕ РєСЂРѕРјРµ исторического архива, Рє которому РІРѕ время фестиваля был временно открыт доступ, Р° также восстановленного классического хэппенинга Аллана Капроу В«18 хэппенингов РІ 6 частях» 1959 РіРѕРґР°, художнику-перформансисту впечатлиться было особенно нечем. РќР° самом деле РІСЃРµ сколько-РЅРёР±СѓРґСЊ интересное происходило РІРЅРµ Рё РїРѕРјРёРјРѕ «Перформы», Р° РѕРЅР° РѕР± этом Рё РЅРµ ведала…
Сегодня, когда в художественном сообществе идея биеннале подвергается большой критике, то идея фестиваля перформанса – вдвойне вызывает критические отклики. Считается, что этот жанр пребывает в кризисе именно из-за того, что в свое время появились посвященные ему фестивали, альбомы, а отделения перформанса открылись в арт-школах (пока западных!). В результате образовалось перформансное «гетто», напоминающее сообщество, например, каких-нибудь акварелистов, занятое сугубо внутренними проблемами. Перформанс оторвался от актуального контекста, потерял свою радикальность и остроту, в то время как одной из основных задач этого жанра изначально было не только объединение всех художественных средств, но и консолидация прогрессивных и оппозиционных художественных сил. Выдержать «золотую середину» удается только отдельным художникам, но не мероприятиям-институциям-изданиям.
Симптоматична в этом отношении выпущенная в 2007 в серии WAM книга-альбом «Российский акционизм 90-х» - большой труд, заслуживающий отдельной рецензии. Однако в нем очевиден крен в пользу актуальности с полной редукцией «классического» направления. При чем с легкой руки издателей очевидную победу одержала Москва над Россией, а социально-политическая акция над телесным и экзистенциальным перформансом, идущем от Вито Аккончи и Марины Абрамович. В результате не обошлось без потерь: например, одна из очень активных перформанс-групп 90-х «Запасной выход», формально работавшая в Царском Селе, в книге вообще не упомянута.
Другая проблема жанра - его официальная видовая принадлежность Рє визуальному искусству, однако которую РЅРµ РІСЃРµ признают. РќР° самом деле, сегодня РїРѕ РјРѕРёРј наблюдениям, РєСѓРґР° более активны Рё экспериментальны перформансы, например, идущие РѕС‚ движения-танца. РљСЂРѕРјРµ того, сегодня язык перформанса Рё акции вообще практически полностью аппроприирован РЎРњР, рекламой, молодежными политическими Рё субкультурными движениями (флэшмоб). Так что самые интересные «перформансы» порождает сама жизнь.
Рвот в этой кризисной ситуации в старинном русском городе появляется фестиваль «Корч»… Ярославль выигрышно использовал монополию на перформанс, издавна имеющуюся у России, выделив древнерусский контекст в качестве основного. Действительно, на международной перформансной сцене Россию исторически ценят, прежде всего, за юродство и акционистские опыты русских футуристов и конструктивистов. Рэтот ресурс надо было, безусловно, использовать. Название «Корч» удачно и точно актуализирует древнерусскую тему и одновременно вызывает ассоциации с телом и движением (Ярославль известен как один из главных в России центров данс-перфоманса и контактной импровизации).
Однако, Рє сожалению, РЅРµ были проявлены РґСЂСѓРіРёРµ важные для жанра коннотации, также заложенные РІ названии. Перформанс Рё, РІ первую очередь, Р±РѕРґРё-арт работают СЃ тактильностью, соответственно Рё название «корч» естественным образом ассоциируется, РІ первую очередь, СЃ болью. (Тем более, что РѕРґРЅРёРј РёР· «крестных отцов» фестиваля выступил изгнанный РёР· страны Р·Р° радикальную работу СЃ телом художник Олег Мавромати). Думаю, концептуально скорректировать эту ситуацию помогло Р±С‹ изображение РЅР° эмблеме фестиваля РЅРµ просто Р±РѕСЃРѕР№ ступни, Р°, например, осколка стекла РїРѕРґ ней (или РІ ней). Рто дало Р±С‹ надежду РЅР° будущую его радикализацию. РљСЂРѕРјРµ того, название подразумевало также Рё «корчевание РїРѕСЂРѕРєРѕРІ общества». Однако критической темы РЅР° фестивале практически РЅРµ прозвучало. Если РЅРµ считать того, что украинский режиссер Корней Демидюк изящно покритиковал общество потребления, предлагая каждому обратиться Рє потреблению самого себя, продемонстрировав РЅР° себе «самопоедание» РїСЂРё помощи пары палочек.
Еще РѕРґРёРЅ ресурс РіРѕСЂРѕРґР°, который задействовал фестиваль, – старинный завод, РіРґРµ работала РІ юности Валентина Терешкова. Рзвестная итальянская художница Ванесса Бикрофт, вероятно, могла Р±С‹ только позавидовать возможности выстроить реальных работниц прядильных цехов РІ музее, РЅРѕ освоить мощное само РїРѕ себе пространство завода, Р° тем более деконструировать его, Рє сожалению, организаторам РЅРµ удалось.
Но зато завод стал местом своеобразной арт-коммуникации. В перформансе «Тишина» Корней Демидюк связал движение и взаимодействия зрителей со звуком – они запутывали друг друга в веревки, к которым были привязаны колокольчики и трубы. Также визуально и коммуникативно интересным стал опыт молодых ярославских архитекторов, создавших из картонных ящиков на задворках завода авангардную архитектуру – интерактивные объекты и инсталляции, куда зрители могли залезть и с помощью которых общаться.
Перефразируя известные слова Бойса, можно сказать, что фестиваль РїСЂРѕС…РѕРґРёР» РїРѕРґ негласным девизом «Каждый танцор - художник». Данс-перформеры, которым было велено срочно переквалифицироваться РІ художников, РЅРµ послушались – РЅРµ так-то это просто. (РћРґРЅРёРјРё РёР· немногих данс-перформеров, РІСЃРµ-таки обратившихся РЅРµ только Рє танцевальному жанру, были те же Корней Демидюк Рё куратор фестиваля Екатерина РўРёС…РѕРЅРѕРІР°, также являющаяся перформансистом.) Рта ситуация понятна: художников перформанса нет РЅРµ только РІ Ярославле, РёС… РІ Р РѕСЃСЃРёРё-то немного. Рвзяться РёРј РѕСЃРѕР±Рѕ неоткуда: РЅРё РІ Рнституте проблем современного искусства (РњРѕСЃРєРІР°), РЅРё РІ Рнституте «Проарте» (Санкт-Петербург) РєСѓСЂСЃ РїРѕ этому жанру РЅРµ преподается. РўРµ же, кто РІСЃРµ-таки есть, ориентированы РЅР° Запад Рё РІСЂСЏРґ ли приехали Р±С‹ РЅР° фестиваль имеющихся условиях. Поэтому наполнить фестиваль контентом было трудно.
Немного исправило это положение приглашение РІ качестве РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ гостя меня СЃ перформансом «Узловые моменты», проходившем РІ Ярославском Художественном Музее Рё инициированным Лабораторией Перформанса. Неподготовленный зритель нередко обвиняет современное искусство РІ том, что РѕРЅРѕ ему РЅР° уши «вешает лапшу». Рменно СЃ этой РёРґРёРѕРјРѕР№ СЏ Рё работала РІ «Узловых моментах». Р’ течение всего вернисажа РЅР° глазах Сѓ зрителей Рё вместе СЃ РЅРёРјРё СЏ плела «абстрактную картину» РёР· тут же сваренных макарон, завязывая РЅР° РЅРёС… разнообразные узелки. Р’ результате получались знаки, напоминающие иероглифы, которые можно рассматривать как персональную графику.
Вообще классический Ярославский художественный музей на фестивале был задействован и анимирован максимально - Екатерина Тихонова в своем совместном с музыкантами действии заставила звучать музейное пространство, сделав персонажами своего перформанса музейные звуки и предметы: хлопающие двери, шаги.
Хочется отметить важную образовательную функцию фестиваля: РІ том же музее был устроен воркшоп РїРѕ истории Рё современному состоянию перформанса. Рпусть РїРѕРєР° РЅР° подобные мероприятия РЅРµ С…РѕРґСЏС‚ «простые зрители», зато данс-перформеры наконец впервые узнали, что формально этот жанр относится Рє визуальному искусству, Р° работать СЃ телом можно РЅРµ только СЃ помощью движения Рё танца. Рнтересным показался заменяющий каталог рекламный буклет «Корча», изданный РІ форме блокнота СЃ определениями перформанса РЅР° каждой странице, данными как специалистами, так Рё любителями, как художниками, так Рё танцорами. Рто напомнило Рѕ стремлении жанра Рє снятию иерархий Рё отмене монополий Рё стало своего СЂРѕРґР° социологическим исследованием, РіРґРµ опять же отразились проблемы жанра перформанса - вечная путаница СЃ названиями («перформанс»-«акция»), направлениями Рё задачами.
Сделав интересную заявку на соединение традиции с современностью, ярославский фестиваль все-таки пока оказался ближе к первой. Слово «перформанс» было использовано в расширенном понимании - как межжанровое «представление» с уклоном в этнику. Город слишком укоренен в своем древнерусском-постсоветском прошлом, из которого были позаимствованы не сила и бескомпромиссность юродивых, а лишь маска – русские узоры и кокошники, увы, без всякой рефлексии и самоиронии. На фестивале было показано все, что угодно, кроме перформанс-арта как такового – частушки, гербы города на окнах завода, танец-модерн, концерт. При том, что такие фестивальные площадки, как завод или баржа, были выбраны крайне удачно и как бы задействовали реальную жизнь. Но, к сожалению, не получилось ни достаточной работы с контекстом, ни независимости от него. Рмне в этом видится не вина фестиваля и его организаторов, а скорее отражение реальной ситуации: на примере молодого «Корча» в очередной раз стали явны основные проблемы, дилеммы развития и тупики перформанса – как общемировые, так и российские, как внутрижанровые, так и относящиеся к современному искусству вообще.
Также стало очевидно что, русская провинция пока не готова к восприятию радикального перформанса: местные власти не дали осуществиться моему боди-арту на заводе и акции Геннадия Ершова с огнем в музее. Однако восхищение и уважение вызывает сам факт появления подобного фестиваля и решительность организаторов – Екатерины Тихоновой и Ольги Волковой, работавших на энтузиазме в невозможных условиях. Будем надеяться, что следующий «Корч» пойдет дальше и сможет хотя бы отчасти изменить ситуацию и решить многие проблемы.
Я бы,конечно,нарушила запреты, но не хотелось подводить организаторов.
Рв музее тоже - огонь был нужен именно там.Автор отказался делать это на улице.
так что лучше просто сослаться что это ZAART №16 - это ведь не трудно?
А на номер 16 сейчас сошлюсь, я ж не знала, какой он по номеру.
Но если Вас интересуют картинки, то их куда больше в ЖЖ организаторов фестиваля alterra_ru (см.сентябрь 2007).