Проект «АУДИО ГИД»
Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт Петербург.


ОПИСАНИЕ

Предлагаемый аудио проект касается экскурсионной службы художественного музея. Первоначально проект предназначался для Эрмитажа и Русского музея, но по стечению обстоятельств он принят к реализации в Музее-квартире И. И. Бродского.

Классический аудио гид наряду с достоинствами имеет ряд недостатков.

Как известно семьдесят процентов информации человек получает от зрительных образов. Как передать словами то, что зритель видит и при этом не потерять непосредственности восприятия? Художников, авторов картин, можно назвать «ловцами» человеческих душ. Портретист, вне зависимости от стиля, пытается изобразить внутренний мир человека, то есть, непередаваемое, придать ему форму. Всем известен роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», где портрет и его прототип находятся в нерасторжимой связи. Пейзажист жаждет, чтобы зритель почувствовал себя частью пейзажа. Все знают фильм Акиро Куросавы, когда зритель вошёл в картину Ван Гога и повстречался там с автором. Таким образом, и английский писатель, и японский режиссёр реализовали тайную мечту художника.

  

Можно было бы предположить, что составители текстов для аудио гидов должны ставить цель максимально приблизить зрителя к произведению искусства.

Произведение, говоря словами Эммануила Канта, это вещь в себе. Текст должен быть ключиком, а голос диктора-искусствоведа, должен, как бы, распахивать закрытую дверь. Но в действительности это происходит редко. Голос диктора-искусствоведа сухо читает текст «по бумажке», много раз уже тиражированный. Такая подача только запутывает посетителя музея и ставит произведение изобразительного искусства в событийном плане в один ряд с театром, цирком и самой реальностью. Фразы текста переполнены штампами, историческими и социальными подробностями, даже, анекдотами из истории создания произведений. Печальным примером может быть освещение истории о том, как зрители искали лампочку за картиной Ивана Куинджи.

Кроме того, существующие аудио гиды рассчитаны на усреднённого посетителя. Пользователь наушников воспринимает себя всего лишь частью экскурсионной группы, он не получает эксклюзивной информации, не чувствует своей избранности.

  

Мы, художники должны сказать правду об изобразительном искусстве. О том, что пространство картины — это параллельная реальность. Сказать о том, что, с одной стороны, это совершенно отдельная часть человеческой деятельности, некая лаборатория приёмов, фундаментальных поисков, влияющих на другие искусства, а, с другой, что художник — один из нас, и с ним можно вступать в прямой диалог. Мы уверенны, что основная задача аудио гида — раскрытие творческого потенциала посетителей музея. На аудио плёнке записан диалог двух или более художников, которые идут по залам музея. Они обсуждают, спорят, радуются и так далее. Профессиональные оценки органично вплетаются в ткань беседы и прямо касаются современного контекста.

Этот проект продолжает ту линию проектов Программы, в которую входили: «Туристическое агенство» (в разных вариантах показывался в Москве, Берлине, Вене. Последний пятый вариант был в проекте «Сообщники» на 1-ой Московской Биеннале), «Бутик ESCAPE», «Пираты» и так далее. Это симуляционный с элементами нон-спектакулярности тип проектов, когда произведение искусства, как бы подменяет собой такие социальные структуры, как агентства, магазины, офисы, и органично вписывается в существующий культурный слой.





ФРАГМЕНТ АУДИО ГИДА.

Здравствуйте!
У вас в ушах арт-гид по музею-квартире художника Исаака Бродского.
Ваши ориентиры в музее – это номера рядом с картинами и на полу!
………………………………………………………………………

Сразу слева.
№5, Юон. «Волжские пристани» и «Утро в Угличе».
Да, две картины Юона под одним номером. Две – как одна.
Когда смотришь на эту стенку – первым делом, бросается в глаза именно Юон.
Они одинаковые. Видно, что этот человек профессионал, и что он, если написал одну картину, так тут же может написать такую же. Те же самые предметы, но по-другому расположены.
Налево повернулся и написал одну, направо — другую. Всё с одной точки.
Да. Одни и те же краски использованы в той и другой картине.
Может быть, он и писал их одновременно на разных мольбертах, но с одной палитрой.
Кстати, а что это за антенны…? Вертикальные объекты неизвестного происхождения?
Мачты?
Кстати, а что это за фамилия ЮОН? Не русская.
Сейчас так мог бы называться магазин спортивной одежды – ЮОН.
Слегка напоминает экспрессионистов, слегка постимпрессионистов, обобщённые формы,
Да. Все начиналось нормально, а закончилось «Парадом на Красной площади»…
В общем, ужасно! Закончил свой творческий путь бесславно.
Внизу № 6, Серов «Ифигения».
Меня картина поражает.
Девушка сидит на берегу моря. Почему Ифигения?!
Название бессмысленное, откуда оно взялось?! Наверно, тогда ещё не было слов «пофигу», «офигеть», «офигенно», а то бы не появилось такого имени — Офигения.
Просто, у Серова целая серия картин, связанных с древнегреческими мифами...
Просто тут девушка печально сидит у моря. То есть название притянуто за уши.
Это его жена, позировала.
Там кто угодно мог позировать, какая разница.
А на самом деле, ещё немного, эта Ифигения сольётся вместе с водой и с берегом…
Я бы сказал лучше, что, если закрыть глаза, а потом открыть, то её не будет, она исчезнет, растворится. Её, как бы и нет там. Это опять аллегорический мистический реализм.
Точно, абсолютно! Бредовая картина, гениальная! Её наверно можно вешать…
А, вот, №7. Бакалович. «Римлянка у моря».
Вот эта?
Да.
Как называется?
«Римлянка у моря».
Римлянка у моря, конечно. Рим, город, такой, находится не на море. А тут вдруг оказалась на море. Ну, всё-таки рядом.
Ну, это почти как москвичка у моря, явно не случайно, на курорт приехала.
А-а, имеется в виду ещё те времена! Тогда все были римлянами, они могли жить где угодно, быть везде, оставаясь римлянами. Предки американцев.
У этой женщины вместо ног колонна, этакая. Колонка такая римская и, чувствуешь, как она уродливо стоит, такое впечатление, что она на какой-то толстой ходуле, она к чему-то присматривается и не замечает, как теряет равновесие. Жирная римлянка!
Причём, композиционно провал, пространство, которое слева от неё…
Слева над дверью, №8. Павлов, «Март».
У меня почему-то возникает параллель с Саврасовым. «Грачи прилетели».
Но здесь они не прилетели ещё.
То есть это чуть-чуть раньше. Но она, какая-то фашистская картина.
Да, она такая очень чётко, то есть в ней видны остатки каких-то более ранних вещей, или Сезанна или супрематических каких-то, ну, то есть, он обращает внимание на чёткость формы.
Здесь сплошной чёрный цвет и чёрные линии. Это вгоняет эту картину в такую, не просто печаль, а в депрессию.
Картина мартовская, депрессивная.
Художник ожидает, что после марта наступит лето, но после этого наступит, по-моему, только ядерная зима.
На самом деле, эта картина «Март», в общем, есть ощущение безвыходности. Она вся перегорожена заборами и закрыт горизонт.
Более того, за дальними домами — обрыв. Какое определение может быть для этой картины?
Безысходность.
№9, Степанов, «Волки ночью».
Эти волки мне больше напоминают таких домашних собак, которые собрались и чё-то делают в снегу.
Степанов, художник который был охотником. Художник-охотник.
Он ходил на художественную охоту.
Он что сначала писал волков, а потом убивал? Маньяк?
Всё же похоже на волков. Они кого-то ожидают.
Ожидают кого?
Художника?
Зайцев?
Лошадку, саней.
Да, нет. Они сидят на дороге.
Они просто ждут.
Засада, это просто засада. И называется «Волки ночью», 1900-1910 годы. Десять лет картину писал, с1900 по 1910 год!
10 лет так охотиться…
Это помещение столовая, да?
Да.
Сюда из разных комнат приходили домочадцы и тут они обедали, да?
Волки — это хищники, добыча, поэтому логично, что картина в Волчьей столовой?
Просто этот зал превращается в обитель для волков. В столовой целых три картины с волками. «Волки ночью», «Волки в лесу», «Волки у плетня», художник Степанов.
Так открыто ждут?
Открыто, спокойно ждут.
Волки вообще засаду не делают.
Эти волки человечину любят. Точно.
Скорее всего, коней.
Конинку, да.
Ну, посмотри внимательнее, вдали там лес, а там далеко, по-моему…
Деревня.
Там строения, да, значит, там деревня. Они, может, посидят, отдохнут, потемнее будет, и они пойдут в деревню. Начнут там собак воровать.
Это не свет. Это может быть и лунь, то есть, ночь, Лунная ночь.
Вообще, у меня эта картина вызывает смех.
Здесь у волков немножко есть такие детские формы. То есть, они смягчённые.
Мягкие игрушки. Тряпичные волки.

История | Проекты | Галерея | Участники | Пресса | Контакты