|
|
|
Перформансы Программы ESCAPE, Международная Ярмарка "Арт-Москва", ЦДХ,
Москва
Московская группа художников "Программа Escape", которая прочно занимает уникальную критическую позицию на локальной сцене, одновременно отсутствуя в "левом" и "правом" лагерях, провела несколько незапланированных "подрывных" акций на открытии ярмарки Арт Москва – в точке сборки и витрине главных характеристик состояния современного искусства.
"Escape" передали в руки нескольких молодых людей массу наклеек в виде красных точек, которые в местах продажи искусства являются сообщением о заявке на приобретение конкретной работы (а иногда – хитрым инструментом манипуляции настроения потенциальных покупателей). Стараясь остаться незамеченными, они принялись наклеивать красные точки возле попавшихся на пути работ, невзирая на их цену, известность галеристов и реальные шансы на настоящую продажу. Удивительно, но одновременно подобное вторжение провел фотограф Константин Рубахин, расклеив еще свои 100 фальшивых точек вместе с текстом, объясняющим этот поступок.
Escape, однако, не ограничились этим шагом, и поставили на входе девушку, раздававшую схему размещения галерей в пространстве ярмарки, нисколько не соответствующую их географии. А ведь удачное место для галереи – не только сигнал финансовой состоятельности, но прежде всего статуса и влияния.
Еще в 2003 году Escape, будущие участники Российского павильона на Венецианской биеннале-2005 и лауреаты премии "Черный квадрат", сделали оригинальную заявку на апроприацию сразу всего пространства Арт Москвы. Тогда они на общей коммерческой основе выкупили себе стенд, сфотографировали все выставленные на ярмарке работы, и начали продавать любую репродукцию за 100 рублей, устроив лавку пиратской продукции и разместившись в поле дискуссий о природе копирайта и парадоксах элитарности и демократичности искусства.
"Схема"
Участники: В.Айзенберг, К. Аджер, В. Нилин, Е. Морозова, Н.Смирнова
Однако, независимо от смущающего количества фальшивых точек, участники Арт Москвы испытывают здоровое влияние лучших времен современного искусства – например, на стенде галереи Марата Гельмана только в первый день работы ярмарки было зарезервировано 50 работ. МК GiF.Ru, фото: mnog.livejournal.com
Письмо, разосланное участникам перформанса:
Дорогие друзья!
Приглашаем вас принять участие в акции «Полный успех» программы ESCAPE
на открытии ярмарки "Арт-Москва 07". Сбор у служебного входа ЦДХ.
Акция будет заключаться в расклеивании красных круглых стикеров под
каждым из произведений на ярмарке.
В ярмарочной практике красной точкой отмечается уже проданное произведение. Таким образом, этим простым действием мы хотим сказать: все
современное искусство распродано заранее
По замыслу авторов, эта акция на некоторое время парализует работу
ярмарки и неминуемо вызовет резонанс в кругах поклонников актуального
искусства, как это было с нашими предыдущими произведениями,такими как акциям «Пираты" (2003).
Акция символизирует бунт художников против коммерциализации искусства,
в этом она перекликается с другими, ставшими уже классическими,
примерами – переклеиванием стикеров со штрих-кодами в супермаркетах
(бельгийской группы "___", 2005) знаком доллара, нарисованном поверх
картины Малевича в экспозиции Стейделик-музея в Голландии (А.Бренер,
1999), переклеивание названий станций на схемах метрополитена (группа
"Зачем", 2005), забрасыванием кассы Макдональдса бездомными кошками
(группа «Война», 2007).
"Полный успех"
В.Айзенберг, К. Аджер, В. Нилин, Е. Морозова.
При участии группы "No Future Forewer" и Виктории Ломаско
"Мокрые"
В. Нилин, В. Айзенберг, О. Чернецова
|