"Flat art "
объекты (полистирол, арокал). Галерея "Клуба Коллекционеров",

Арт-Стрелка, Москва

Надо полагать, что группа Escape давно уже не нуждается в представлении, и каждый их новый проект ожидаем и, скорее всего сразу же становится одним из основных культурных событий если не месяца, то декады точно. И, тем не менее, ретроспективная выставка «Flat art» отчасти ставит своей задачей именно попытку презентации. Хотя на самом деле, все значительно сложнее, глубже, и, как полагается, герметичнее. Итак, «Flat-art». Название выставки несет в себе сразу три ключевых векторных посыла.

Прежде всего, оно отсылает зрителя к практике apt-art-а (от «apartment-art») – квартирных выставок, с которых в буквальном смысле начиналось современное искусство Москвы. Дело в том, что группа Escape также начинала свою выставочную деятельность с мастерской-квартиры Валерия Айзенберга, основателя группы.

Вторым моментом является ассоциация с работой «Квартет», с которой к группе пришла известность. За эту работу группа Escape получила премию «Черный квадрат» на «Мастерских Арт-Москвы-2003».

И наконец, название имеет прямую лингвистическую параллель с новым видом искусства, для группы в целом нехарактерном – с искусством плоскостным, а конкретно в данной ситуации – с графикой. Сама выставка состоит из пяти объектов (полистирол, арокал) с изображением кадров из видеоработ художников группы - «Quartett» (2003), «Головокружение» (2004), «4/4» (2004), «Хор»(2005), «Too long to escape» (2005). Все эти работы хорошо знакомы публике («Квартет» - призер «Мастерских Арт-Москвы-2003», «Головокружение» - часть известной выставки в Нижегородском ГЦСИ, а также – участник «Человеческого проекта» в рамках Первой Московской Биеннале, работа «4/4» -- это персональная выставка художников в Московском ГЦСИ, «Хор» -- участник «Форума Художественных инициатив – 2005» и проекта «ПУСТО», ну а «Too Long to Escape» -- это 1/2 часть русского павильона 51-й Венецианской биеннале современного искусства).


Теперь эти видео-работы «овеществлены» с помощью приемов графического искусства.
Группа «Escape», еще в экспликации к выставке «4/4» рассуждавшая о возможности искусства без продукта приходила к выводу о возможности каталогизации так называемого «нонспектакулярного» искусства. Но каталогизация оного опять же становилась продуктом. Поэтому в новом этапе творчества эта проблема может быть решена с помощью честного произведения художественного продукта, не прикрываясь мыслями о каталогизации, нонспектакулярности, и т.д. Безусловно, жизнь художника как искусство и прочие модернистские идеи, кажущиеся даже сейчас несколько революционными, имеют место на современной московской художественной сцене, но теперь группа Escape выходит из рядов лукавых художников и делает честные выставки с честными произведениями.

Остаются основные принципы и векторные посылы группы, остаются прежние рефлексии как пища для творчества, возможно, остается прежняя герметичность и налет масонства, словом, все то, чем Escape заслужили себе уже мировое признание. Каждый их новый проект каким-либо образом рассказывает нам об одном и том же – о коллективном творчестве, о сотворчестве, о жизни четырех художников в едином художественном контексте, о сосуществовании их (подчас вынужденном) в едином дискурсе, о взаимодействии с окружающим миром, порождающем искусство, о симбиозе и паразитизме, о гибкости и агрессии, о компромиссах и попытках, о донесении идеи и о невозможности апперцепции таковой… словом, все проекты художников автобиографичны в том или ином смысле слова. Ну а хороший художник – это тот, кто рассказывает в своем искусстве о себе, так как больше ему рассказать не о ком. Поэтому этим художникам еще too long to escape…
Андрей Парщиков

История | Проекты | Галерея | Участники | Пресса | Контакты