ПАЛЬЦЫ
Программа ESCAPE предлагает для Мастерской «Арт-Москва-2004» проект «Пальцы», включающий две серии (всего 10 образов), сделанные для разных выставок, но объединенные общим образом - человеческим пальцем с рисунком на подушечке.
В центре наших интересов сегодня - вопрос о человеке и его свободе в мире.
Главной угрозой персональному бытию, на наш взгляд, выступает не социальная, а техногенная диктатура.
У нас и так не много свободы, ведь человек и так подчинен множеству необходимостей. Я не могу не есть - я должен есть, я не могу не спать - я должен спать.
Технологии это еще одна необходимость, ограничивающая и без того малое пространство свободы. Технологии становятся своего рода религиозными культами. Современный фашизм это - не призрак тоталитаризма, это технологическая агрессия, которая поглощает и истребляет мир.
Все это влияет на происходящее с человеком. Возможно, мы присутствуем при изменении антропологической ситуации, разрушающей классические представления о человеке.
Этому новому человеку уже не нужны многие функции организма. Главным органом становятся кончики пальцев, посредством которых человек общается с компьютером.
С одной стороны, палец человека обладает абсолютной уникальностью благодаря папиллярному рисунку кожи, который неповторим.
С другой стороны, именно это свойство пальца позволяют власти, при достижениях современной техники устанавливать контроль над личностью.
В Америке, например, каждый въезжающий в страну должен оставить свой отпечаток пальца. Согласно некоторым прогнозам, в дальнейшем контроль над личностью будет осуществляться с помощью микрочипов, вживленных в подушечку пальцев.
Таким образом, палец становится метафорой как персональной свободы и уникальности, так и символом контроля.
“Attension”
Первая серия проекта была сделана специально для проекта куратора Питера Нойвера в Нью-йоркской галерее “APEXart”, которая называлась “OK, America”.
Серия представляет собой десять фотографий, на которых с помощью макросъемки сняты десять подушечек пальцев (на «Мастерской» ESCAPE представляет 9 из них). На каждом изображен человек, застигнутый за каким-то интимным делом. Он меняет носки, парит ноги, испражняется, плачет, занимается...искусством. Одновременно он находится под контролем. Образы пальцев пластически отсылают к иконе, благодаря особому “светящемуся фону”.
Это не случайно: cам человек, несмотря на свою ничтожность, обладает и абсолютным измерением.
“Честь имею!”
Работа представляет собой лайт-бокс большого формата.
На пальце изображен голый человек, вероятно художник, который прикрывается палитрой и одновременно отдает честь невидимой власти. Работа навеяна последними событиями на московской арт- сцене и стремлением некоторых актуальных, в недавнем прошлом, художников присягнуть власти.
Проект был показан в октябре 2004 в Галерее Одной Работы.
|