Авторский текст к выставке
ESCAPE сегодня - это коллективное тело, единый организм, внутри
которого каждый сохраняет автономность и личную индивидуальность.
Мы уверены, что сочетание именно этих четырех автономных личностей
абсолютно уникально, как и вклад каждого.
Художественный процесс обладает для нас самостоятельной ценностью.
Но он неизбежно порождает художественный продукт, а тот, в свою
очередь, порождает рынок искусства, который лишает художника независимости.
Таким образом, мы сами создаем свои оковы.
Поэтому для нас важен не продукт художника, а его жест. Только
усилие, не направленное на прагматическую цель, обладает для нас
непреходящей ценностью. Только настоящее для нас актуально.
Архив - идеальный образ художественного продукта – обращен в
прошлое. Он умертвляет живой ток творчества и создает чувство
ложной значимости. Поэтому он должен быть уничтожен. Подчеркивая
таким образом бессмысленность наших жестов, мы подчеркиваем абсолютную
ценность бескорыстного человеческого усилия, которое и есть для
нас искусство.
Тема коллективности – одна из центральных в творчестве ESCAPE
- последовательно разрабатывалась в проектах "XI.IX", "Beauty
Free"(2002), "Quartette"(2003), "Quarter’onka"(2003)., "Vertigo"(2004),
тесно связанных также с проблемами адекватной коммуникации, человеческого
одиночества и взаимного отчуждения. Проект «4/4» продолжает анализ
группы как феномена и моделирует групповой творческий процесс.
На каждом из 4х мониторов одним из участников ESCAPE совершаются
обыденные, но вместе с тем странные действия. Однако одновременные
усилия трех участников не имеют результата до тех пор, пока к
работе не подключится четвертый. Его участие замыкает цепь событий
и приводит систему в динамику. Возникает творческий продукт –
архив, который тут же подлежит уничтожению.
Пресс-релиз
Выставка "4/4" приурочена к 5-летию группы. Проект "4/4" группы
Escape принадлежит к традиции "коллективных действий", где художественное
поведение отдельной творческой личности рассматривается в рамках
целостного организма.
Теория коллективного артистического поступка непрерывно разрабатывается
группой Escape, начиная с 2002 года. В этом проекте участники
акции присутствуют виртуально, на экранах четырех мониторов, осуществляя
обыденные действия. Парадоксальность поведения четвертого участника
– как выпадение из ряда – формирует новый цикл инсталляции, завершающийся
художественным продуктом-архивом. Функциональность архива в проекте
оказывается "пустым" действием и впоследствии подлежит самоуничтожению.
Предметом архива в проекте "4/4" являются тексты одного из участников
Escape – Валерия Айзенберга, где анализируется личная жизнь каждого
члена группы.